Порядок работы с микроскопом. Порядок работы с микроскопом Как работает микроскоп для детей

Микроскоп - это прибор, который позволяет получить увеличенное изображение объекта и рассмотреть мелкие детали. Хотя оптические микроскопы бывают разных размеров, они, как правило, состоят из одинаковых частей: основания, окуляра, объективов и предметного столика. Изучите основные правила пользования микроскопом, чтобы предохранить его от повреждений и иметь возможность полноценно использовать этот ценный прибор.

Шаги

Часть 1

Установка микроскопа

    Изучите компоненты микроскопа. Микроскоп состоит из нескольких частей, которые необходимо уметь различать и правильно использовать. В окуляр вы смотрите на свои образцы. Простые микроскопы имеют один окуляр, тогда как более сложные микроскопы снабжены бинокуляром (двумя окулярами). Оптический микроскоп состоит из следующих частей:

    Поставьте микроскоп на чистую ровную поверхность. Очистите место для микроскопа от мусора и грязи, которые могут повредить прибор. При необходимости используйте средство для очистки поверхностей и безворсовую ткань. Проверьте, чтобы стол находился поблизости от электрической розетки.

    Поверните револьвер с объективами так, чтобы получить наименьшее увеличение. Лучше начать работу с минимального увеличения, так как это позволит максимально увеличить поле зрения. Увеличение указано на боковой поверхности объектива в виде числа и знака ‘x’, например 4x. Чем меньше число, тем меньше увеличение. Так вам будет легче сфокусировать микроскоп на выбранном участке образца.

    • При смене объектива следите за предметным столиком. Объективы с бо льшим увеличением длиннее, и при неосторожном обращении они могут задеть предметное стекло. С помощью винта грубой фокусировки отведите объектив от предметного столика, чтобы он не задел его.
  1. Держите под рукой инструкцию к микроскопу. Если при работе на микроскопе вам что-то неясно, внимательно прочитайте соответствующий раздел инструкции. Кроме того, в инструкции вы найдете указания насчет того, как следует ухаживать за микроскопом и при необходимости чистить его.

    • Держите инструкцию рядом с микроскопом, чтобы в случае необходимости можно было сразу заглянуть в нее.
    • Если вы потеряли инструкцию, зайдите на сайт производителя микроскопа и посмотрите, нельзя ли скачать инструкцию в электронном виде. Если вам не удалось найти инструкцию в Интернете, свяжитесь непосредственно с компанией-производителем и поинтересуйтесь, нельзя ли получить новую инструкцию по почте.

    Часть 2

    Подготовка предметных стекол
    1. Перед работой на микроскопе вымойте руки. Находящийся на руках жир может загрязнить предметные стекла и изучаемые объекты. Этот жир способен повредить как ваши образцы, так и сам микроскоп. Лучше работать в перчатках, если есть такая возможность.

      • Следите за чистотой своих рук и рабочего места и регулярно вытирайте пыль.
    2. Держите возле микроскопа безворсовую ткань, чтобы брать ею предметные стекла, а также протирать их, когда они загрязнятся. Это особый род ткани, которая не оставляет после себя волокон и ворсинок. Многие предметные стекла имеют положительно заряженное покрытие, что облегчает работу с образцами. Однако электрический заряд притягивает пыль и мелкий мусор. С помощью безворсовой ткани вы сможете быстро протереть предметное стекло.

      • Никогда не используйте при работе с предметными стеклами бумажные полотенца, так как после них остается множество ворсинок.
      • Если вы работаете в перчатках, то можете прикасаться к предметным стеклам руками, однако и в этом случае старайтесь брать стекла за края.
    3. В начале работы используйте стандартные препараты. Эти образцы уже как следует приготовлены. Их можно приобрести в специализированном магазине; нередко несколько стандартных образцов поставляется вместе с микроскопом. После того как вы немного освоите микроскоп, попробуйте подготовить собственные препараты.

      Поместите предметное стекло на предметный столик микроскопа. Держите предметное стекло только за края, чтобы не оставлять на нем отпечатки пальцев. Отпечатки пальцев и жир могут испачкать предметное стекло. Можно также брать предметные стекла с помощью безворсовой ткани.

      • Если предметное стекло загрязнилось, аккуратно протрите его безворсовой тканью.
    4. Закрепите предметное стекло с помощью двух клипс. Эти металлические или пластмассовые клипсы закрепляют предметное стекло на месте, после чего можно убрать руки и сфокусировать микроскоп. Предметное стекло должно довольно легко проходить под клипсы.

      • Не пытайтесь силой затолкнуть предметное стекло под клипсы. Клипсы должны легко приподниматься и пропускать стекло. Если вам приходится прикладывать силу, попробуйте сначала подсунуть стекло под одну клипсу. Приподнимите клипсу и просуньте под нее стекло, после чего проделайте то же самое со второй клипсой.
      • Предметные стекла довольно хрупки, и при неосторожном обращении они могут треснуть.
    5. Включите микроскоп. Обычно кнопка включения расположена сбоку микроскопа. После этого в центре предметного стекла возникнет маленькое круглое световое пятно.

      • Если вы не увидели световое пятно, попробуйте полностью раскрыть диафрагму. На диафрагме расположен рычажок или вращающееся колесико, которые позволяют менять ее диаметр и, тем самым, освещенность образца. При полностью закрытой диафрагме вы не увидите свет. Отодвиньте рычажок или покрутите колесико, чтобы приоткрыть диафрагму.
      • Если свет не появится и после этого, обратитесь к поставщикам - не исключено, что следует заменить осветительную лампу.

    Часть 3

    Фокусировка микроскопа
    1. Если микроскоп снабжен бинокуляром, настройте его. Данный шаг можно пропустить в том случае, если в вашем микроскопе один окуляр. Если же вы имеете дело с бинокуляром, установите правильное расстояние между окулярами (так называемое межзрачковое расстояние). Если это расстояние выставлено правильно, при взгляде в бинокуляр обоими глазами вы увидите один световой круг.

      • Пока вы видите два изображения, продолжайте корректировать расстояние между окулярами.
      • Сдвигайте ближе окуляры или разводите их шире, пока не увидите один световой круг.
      • Если вы носите очки, снимите их. Вы сможете использовать настройки микроскопа, чтобы сфокусироваться на объекте в соответствии с вашим зрением.
    2. Максимально раскройте диафрагму. Диафрагма позволяет контролировать количество света, которое направляется на предметное стекло. В начале фокусировки следует как можно ярче осветить предметное стекло. Диафрагма снабжена рычажком или колесиком, с помощью которых можно изменять ее диаметр.

      • Сместите рычажок или покрутите колесико до тех пор, пока диафрагма не раскроется полностью.
    3. Начните фокусироваться на объекте при наименьшем возможном увеличении. Микроскоп снабжен крутящимся диском с несколькими объективами, которые дают разное увеличение изучаемого объекта. Начните с минимального увеличения и по мере фокусировки переключайтесь на бо льшие увеличения. Как правило, в стандартных микроскопах минимальное увеличение дает объектив 4x (иногда 3,5x).

      • Объектив с минимальным увеличением обеспечивает самое широкое поле зрения. Он позволяет постепенно сфокусировать объект и при этом не упустить его из поля зрения. В связи с этим данный объектив часто называют сканирующим. Если вы начнете сразу с высокого увеличения, то можете совсем не обнаружить объект или увидеть лишь малый его участок, который не дает представления о всем образце.
      • Для бо льших увеличений наиболее часто используют объективы 10x и 40x.
      • Окуляр дает увеличение 10x, которое умножается на увеличение объектива. Таким образом, при объективе 4x у вас получится общее увеличение 40x (10 умножить на 4). При объективе 10x увеличение составит 100x, а объектив 40x даст увеличение 400x.
    4. При необходимости сместите предметное стекло к центру предметного столика. Как правило, предметные стекла намного больше, чем исследуемый объект. Если вам виден объект, попробуйте переместить предметное стекло так, чтобы он располагался посередине освещенного поля. Если вы не видите образец, попытайтесь найти его: слегка подвигайте предметное стекло, глядя при этом в окуляр.

      • Помните о том, что микроскоп дает перевернутое изображение, поэтому следует двигать предметное стекло в противоположном направлении.
    5. Сфокусируйтесь на объекте с помощью винтов фокусировки и диафрагмы. Начните с винта грубой фокусировки (более крупный винт), затем перейдите к винту тонкой фокусировки, после чего отрегулируйте освещенность. Глядя в окуляр, медленно поворачивайте винт грубой фокусировки до тех пор, пока не увидите, что изображение начинает фокусироваться.

      Перейдите к большему увеличению. Переключайтесь на более сильный объектив лишь в том случае, когда обнаружили образец при меньшем увеличении. Большее увеличение позволит вам разглядеть более мелкие детали. Однако объективы с высоким увеличением могут использоваться не со всеми предметными стеклами, так как некоторые объективы фокусируются слишком близко.

      • Будьте осторожны при смене объективов, чтобы не задеть ими предметное стекло.
      • При работе на высоких увеличениях (например, с объективом 10x) пользуйтесь винтом тонкой фокусировки. Поскольку винт грубой фокусировки приближает объектив к предметному столику, при неосторожном обращении с ним можно повредить предметное стекло.
      • Поработайте с разными объективами и фокусируйте объект при различных увеличениях, пока не освоитесь с микроскопом. Попробуйте также использовать разные предметные стекла, чтобы получить необходимую практику.
    6. Храните микроскоп в чехле, который защитит его от пыли. Пыль может повредить линзы и другие подвижные части микроскопа, поэтому старайтесь, чтобы на прибор попадало как можно меньше пыли. Для чистки линз используйте специальный раствор и безворсовую ткань.

Работая с микроскопом, необходимо соблюдать определенные правила обращения с ним.

1. Микроскоп вынимают из футляра и переносят к рабочему месту, держа его одной рукой за ручку штатива, а другой поддерживая за ножку штатива. Наклонять микроскоп в сторону нельзя, так как окуляр может выпасть из тубуса.

2. Микроскоп помещают на рабочем столе на расстоянии 3-5 см от края стола ручкой к себе.

3. Устанавливают правильное освещение поля зрения микроскопа. Для этого, смотря в окуляр микроскопа, зеркалом направляют луч света от настольного осветителя (являющегося источником света) в объектив. Настройка освещения производится с объективом 8 х. При правильной установке поле зрения микроскопа будет выглядеть в виде круга, хорошо и равномерно освещенного.

4. На предметный столик помещают препарат и закрепляют его клеммами.

5. Сначала препарат рассматривают с объективом 8 х, затем переходят к большим увеличениям.

Для получения изображения объекта необходимо знать фокусное расстояние (расстояние между объективом и препаратом). При работе с объективом 8 х расстояние между препаратом и объективом составляет около 9 мм, с объективом 40 х - 0,6 и с объективом 90 х -около 0,15 мм.

Тубус микроскопа необходимо осторожно опускать вниз с помощью макрометрического винта, наблюдая за объективом сбоку, и приблизить его к препарату (не касаясь его) на расстояние, несколько меньшее фокусного. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом, медленно вращая его на себя, поднимают тубус до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение изучаемого объекта.

После этого вращением микрометрического винта фокусируют объектив так, чтобы изображение объектива стало четким. Микрометрический винт нужно вращать осторожно, но не более чем на полоборота в ту или другую сторону. При работе с иммерсионным объективом на препарат предварительно наносят каплю кедрового масла и, глядя сбоку, макрометрическим винтом осторожно опускают тубус микроскопа так, чтобы кончик объектива погрузился в каплю масла. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом очень медленно поднимают тубус до тех пор, пока не появится изображение. Точную фокусировку производят микрометрическим винтом.

6. При смене объективов следует вновь отрегулировать интенсивность освещения объекта. Опуская или поднимая конденсор, получают желаемую степень освещенности. Например, при просмотре препарата с объективом 8 х конденсор опускают, при переходе на объектив 40 х - несколько поднимают, а при работе с объективом 90 х конденсор поднимают вверх до предела.

7. Препарат рассматривают в нескольких местах, передвигая предметный столик боковыми винтами или передвигая стекло с препаратом вручную. При изучении препарата следует все время пользоваться микрометрическим винтом, с тем чтобы рассмотреть препарат во всей его глубине. Перед заменой слабого объектива более сильным место препарата, где расположен изучаемый объект, необходимо поставить точно в центр поля зрения и только после этого, повернуть револьвер с объективом.

8. Во время микроскопирования нужно держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.

9. После окончания работы следует снять препарат с предметного столика, опустить конденсор, поставить под тубус объектив 8 х, мягкой тканью удалить иммерсионное масло с фронтальной линзы объектива 90 х и убрать микроскоп в футляр.

Микроскоп необходимо правильно располагать на рабочем месте, чтобы работать на нем комфортно и без напряжения. Для этого микроскоп устанавливают таким образом, чтобы его окуляры располагались на уровне края стола. Высоту стула подбирают так, чтобы окуляры располагались чуть выше уровня глаз, чтобы смотреть, не наклоняясь.

Современный микроскоп представляет собой точный оптический прибор, который требует бережного обращения и тщательного ухода. При правильном уходе микроскоп может служить многие годы.

Основными требованиями по уходу за микроскопом являются:

Бережное отношение;

Соблюдение инструкции по эксплуатации;

Защита от пыли, химически агрессивных веществ и паров;

Своевременное устранение неисправностей;

Ежегодный профилактический осмотр опытным специалистом.

Микроскоп необходимо защищать от пыли, закрывая специальным чехлом. Для удаления пыли с поверхности окулярных линз, линз конденсора, зеркал и других стеклянных поверхностей следует пользоваться сухой обезжиренной волосяной кисточкой. Для обез­жиривания кисточку ополаскивают в смеси Никифорова и тщательно высушивают. Обезжиренная кисточка должна храниться в сухой закупоренной пробирке.

Для удаления отпечатков пальцев используют мягкую, свободную от пыли, замшевую салфетку, полотняную салфетку или целлюлозную салфетку для протирания очков.

Фронтальные линзы объективов очищают с помощью полотняной или целлюлозной салфетки. Салфетку надевают на кончик пальца, пропитывают небольшим количеством ксилола или бензола (нельзя спиртом!) с целью удаления иммерсионного масла, слегка прижимают к фронтальной линзе и поворачивают вправо и влево.

При смене объективы необходимо хранить в пластмассовом футляре с завинчивающейся крышкой. Свободное отверстие в револьвере закрывают пластмассовой резьбовой заглушкой.

Приступая к работе, необходимо выполнить следующие рекомендации:

1. Прежде всего, необходимо проследить, чтобы расстояние между бинокулярными окулярами соответствовало расстоянию между глазами исследователя. После этого настраивают сами окуляры. Как правило, бинокулярный микроскоп комплектуется одним окуляром с регулировкой и одним окуляром без регулировки. Если окуляр с регулировкой установлен слева, то устанавливают его кольцо настройки в нейтральное положение (метка против риски 0). Закрывают левый глаз и перемещением столика фокусируют изображение объекта для правого глаза. Затем закрывают правый глаз и фокусируют изображение объекта с помощью кольца настройки. При правильной настройке изображение комфортно видно об глазами, даже если глаза обладают различными свойствами. При неправильной настройке окуляров глаза быстро устают, появляется головная боль.

2. При работе с различными объективами требуется различное освещение. Чем меньше увеличение объектива, тем меньше должна быть яркость ламп. Убрать яркий свет можно различными способами: уменьшить диафрагму, уменьшить накал лампы, использовать нейтральный светофильтр. Следует помнить, что при умень­шении накала лампы изображение объекта приобретает желтоватый оттенок. Поэтому необходимо сочетать оптимальное раскрытие диафрагмы с уменьшением светопотока нейтральным светофильтром. Использование синего фильтра повышает разрешающую способность микроскопа, так как у синего цвета длина волны более короткая.

3. Поднять конденсор до уровня предметного столика, открыть диафрагму. Опустить предметный столик или приподнять тубус (в зависимости от конструкции микроскопа) для свободного вра­щения револьвера с объективами;

4. Выставить правильное освещение микроскопа. Для этого необходимо установить объектив малого увеличения (10 х), конденсор поднять в верхнее положение, перемещением столика сфокусировать изображение препарата, закрыть полевую диафрагму. Путем перемещения конденсора вниз и вверх установить резкий край полевой диафрагмы. С помощью регулировочных винтов установить конденсор в середину поля и открыть полевую диафрагму до наружного поля зрения.

5. Вращением револьвера установить объектив с увеличением 20 х или 40 х (при правильной установке объектива фиксатор должен щелкнуть). Глядя в окуляр, поместить изображение объекта в центр поля зрения. После этого поднять объектив и нанести на исследуемый препарат каплю кедрового масла. Вращением револьвера установить объектив масляной иммерсии. Затем, глядя сбоку, легким поворотом макрометрического винта погрузить фронтальную линзу в каплю масла, после чего необходимо смотреть в окуляр и осторожно приподнимать тубус до видимости объекта. Легким поворотом микрометрического винта вперед-назад отрегулировать четкость изображения.

6. Для работы необходимо использовать качественные предметные стекла. Для объективов с большой апертурой очень важно, чтобы покровное стекло имело стандартную толщину 0,17 мм. Если на объективе имеется надпись «0,17», значит он рассчитан на работу с покровным стеклом. В этом случае наличие покровного стекла на предметном улучшает качество изображения.

7. Через каждые 30 минут работы необходим пятиминутный отдых.

8. После окончания просмотра необходимо:

Поднять тубус;

Вращением револьвера установить объектив с минималь­ным увеличением;

Масло с линзы иммерсионного объектива удалить салфеткой, слегка пропитанной небольшим количеством ксилола или бензола;

Предметное стекло снять со столика микроскопа, столик протереть салфеткой;

Отверстие столика закрыть чистой сухой салфеткой;

Выключить освещение и накрыть микроскоп чехлом.

01-01-2017

Не будем долго вдаваться в пространные суждения о пользе для детей такой научной игрушки как микроскоп. Раз уж вы читаете эту статью, значит решили его купить, так что перейдём сразу к конкретике.

Какой выбрать?

Как обычно, при выборе любого товара для ребёнка нужно учитывать его возраст . С микроскопами всё так же, только градация гораздо меньше. Условно можно разделить их на две категории - это микроскопы для маленьких детей (детский сад) и для школьников , а примерный выбор можно посмотреть по этой ссылке www.fotosklad.ru/catalog/detskie-mikroskopy-ea.. .
Между этими категориями различия во многих параметра, но основными здесь будут цена, функционал и простота использования.

Нажмите для увеличения

Микроскопы для малышей

Ребёнку, который ходит в детский сад достаточно будет простого микроскопа, по цене до тысячи рублей. Для этого прекрасно подходит модель «Eastcolight 100-450». В названии уже указано минимальное и максимальное увеличение. Для малыша, который ежедневно узнаёт и так много нового, таких параметров будет вполне достаточно, чтобы немного познать ещё и микромир. Пока ему вряд ли понадобится тысячекратное увеличение. А исходя из стоимости, будет не так жалко если ребёнок повредит микроскоп, как они часто это делают со своими игрушками.

Нажмите для увеличения

Микроскопы для школьников

При выборе микроскопа для школьника уже можно учитывать сформировавшиеся интересы ребёнка. К примеру, если он увлекается не только биологией, но и любит звёзды, то есть наборы и микроскоп и телескоп, например, набор с названием, которое говорит само за себя - «Eastcolight Телескоп и микроскоп».
Основное отличие микроскопов для школьника, это большая кратность увеличения (есть модели с увеличением до 1200 раз) , более богатый выбор дополнительных предметов в наборе (различные виды стекол: покрывные, предметные и пр.; пинцеты, скальпели, пипетки, чашки, баночки, палочки и многое другое) . Ну и разумеется, такие микроскопы подороже, чем обычные детские. В основном цена варьируется в диапазоне двух-трёх тысяч рублей.
Как пользоваться детским микроскопом?
На самом деле особо подробно расписывать ответ на этот вопрос нет никакого смысла. Как правило, все наборы комплектуются подробными пошаговыми инструкциями на любое действие. Так что разбираться смогут сами дети, которые умеют читать. Но на всякий случай публикуем ещё и обучающее видео , которое, кстати, будет ещё полезно, чтобы составить своё мнение о целесообразности покупки микроскопа.

Микроскоп является одним из наиболее важных изобретений человечества, который позволил углубиться в изучение окружающего нас мира. И это невероятное открытие сделал голландский ученый Антон Ван Левенгук. Именно он стал первопроходцем в микроскопии, направив несколько линз на воду и растения и обнаружив, что при определённой установке и порядке крепления линз можно увидеть совершенно новый, скрытый от невооруженного человеческого глаза мир.

Это открытие принесло ученому всемирную славу и признание. За всю свою жизнь он сделал более трёх сотен приборов. На то время они состояли из небольшой сферической линзы, которая имела диаметр примерно в пол сантиметра, предметный столик, который с помощью винта можно было приближать и отдалять от линзы. Штатива не предусматривалось, что было неудобно, так как прибор держали в руках.

Если посмотреть на это изобретение с точки зрения современной оптики, то находку голландского ученого скорее можно отнести к сильной лупе, так как оптическая часть данного прибора имеет только одну линзу.

Постепенно микроскопы эволюционировали и стали более сильными и совершенными. Теперь с их помощью можно рассматривать даже самые маленькие частички нашего мира, клетки, вирусы, бактерии.

В работе микроскопа присутствует тот же принцип, что и в телескопе-рефлекторе. В телескопе лучи света, когда проходят через стекло или стеклянную линзу, преломляются под определённым углом. Телескоп собирает параллельные лучи воедино в точку фокуса, откуда с помощью окуляра мы можем её видеть. Что касается микроскопа , то тут очень схожий принцип действия. Сперва расходящийся пучок света становится параллельным, после чего преломляется в окуляре, чтоб наблюдающий мог разглядеть картинку.

  1. Окуляр
  2. Тубус
  3. Держатель
  4. Винт грубой фокусировки
  5. Винт точной (микрометренной) фокусировки
  6. Револьверная головка
  7. Объектив
  8. Предметный столик

  1. Осветитель
  2. Ирисовая полевая диафрагма
  3. Зеркало
  4. Ирисовая апертурная диафрагма
  5. Конденсор
  6. Препарат
  7. Увеличенное действительное промежуточное изображение препарата, образуемое объективом
  8. Увеличенное мнимое окончательное изображение препарата, наблюдаемое в окуляре
  9. Объектив
  10. Окуляр

Функциональные составные микроскопа

Данное оборудование содержит в себе три главные составные части: осветительная, воспроизводящая и визуализирующая. Осветительная составная микроскопа необходима для того, чтоб воссоздавать поток света так, чтоб другие части прибора, как можно точнее делали свою работу. Осветительная часть оборудования для проходящего светового потока находится непосредственно за препаратом, если микроскоп прямой, а если микроскоп инвертированный, то перед объектом и поверх объектива.

Осветительная составная прибора содержит в себе источник освещения, который может быть представлен лампой, или же электрическим блоком питания, а также всевозможную механическую оптику, в которую входят: конденсоры, коллекторы, полевые и апертурные регулируемые и ирисовые диафрагмы.

Воспроизводящая составная микроскопа нужна для того, чтоб воспроизводить объект непосредственно в горизонтали картинки с необходимым для рассмотрения визуальными качествами и увеличением. Это значит, что воспроизводящая составная нужна для такого отображения картинки в окуляре, какое наиболее точно и детально показывает объект с определённым разрешением для оптики микроскопа передачей цвета и контрастности.

С помощью воспроизводящей части удаётся добиться первой ступени увеличения картинки и находится она за объектом до горизонтали изображения прибора. Воспроизводящие части прибора также имеют объективы, и промежуточные системы стационарной оптики.

Сегодня это оборудование работает с помощью специальных систем объективов и оптики, которые скорректированы на отметку бесконечности. Для этого в приборах используют тубусные системы, благодаря которым параллельные лучи света, выходящие через объектив, соединяются в плоскости картинки в микроскопе.

Визуализирующие составные прибора необходимы для того, чтоб получать настоящую картинку исследуемого предмета на сетчатке, пластине, пленке, на мониторе с большой второй степенью увеличения.

Визуализирующие части в микроскопе находится между камерой или сетчаткой глаза, а также горизонталью картинки объектива. Эти части содержат в себе визуальные насадки монокулярного, бинокулярного или тринокулярного типа со специальными системами наблюдения, которые представляет собой окуляры, работающие по принципу лупы.

Помимо этого, визуализирующая часть микроскопа также содержит в себе дополнительные увеличительные системы, всевозможные насадки для проекции, включая также и дискуссионные для нескольких исследователей. Также система включает в себя приспособления для рисования, проведения анализа, а также фиксирования картинки с определёнными согласующими частями.

Главные способы работы с микроскопом


Способ светлого поля при проходящих световых лучах применяется для того, чтоб изучить прозрачные объекты с различными неоднородными составляющими. Это могут быть срезы растительной и животной ткани, отдельные минералы, а также самые простые микроорганизмы в жидкости. Конденсор, а также источник света стоят боле низко, чем предметный стол. Картинку объекта формирует световой луч, который проходит сквозь прозрачную часть и поглощается составными частями с более плотной консистенцией. Если есть необходимость увеличить контрастность картинки, то могут добавляться красители, степень концентрации которых увеличивается с плотностью участка объекта.

Светлое поле в отражающемся световом луче необходимо для того, чтоб разглядеть непрозрачные объекты, и всевозможные объекты, из которых нет возможности взять образец для создания полупрозрачных препаратов. Свет на объект исследования проходит через верх, как правило, сквозь объектив, который в этом варианте ещё и служит своеобразным конденсором.

Способ темнопольный и косого освещения применяются для изучения объектов с чрезвычайно низкой контрастностью, таких как прозрачные живые клетки. Свет для изучения предмета подают не снизу, а сбоку, из-за чего появляются тени, благодаря которым становятся явными плотные части. Если освещение конденсора переместить так, чтоб его свет не попадал на объектив, а образец освещался лучами сбоку, можно увидеть белый объектив на черном фоне. Оба данных способа подходят исключительно для таких приборов, в которых можно относительно оси оптики менять расположение конденсора.

Читайте также: