Как читать быстро и лучше запоминать прочитанное? Как понимать то, что вы читаете Не запоминаю что читаю.

Большинство из нас, читая книгу или статьи в интернете, машинально водят глазами по тексту и не делают никаких пометок. Полезная информация забывается. Если вы будете фиксировать то, что привлекает ваше внимание, то лучше запомните и используете прочитанное в жизни.

Подчёркивайте, выделяйте и обдумывайте

Мало просто подчёркивать и выделять куски текста. Чтобы запомнить информацию, вы должны её обдумать. Например, когда закончите читать, просмотрите текст и пометки ещё раз и спросите себя: «Что для меня важно?» Таким образом вы определите, какая информация стоит запоминания, а какая нет.

Разбивайте информацию на категории

Делая пометки, фиксируйте, где информация может быть использована и почему она вам понравилась. Разбейте её на нужные вам категории. Например: «Красивые фразы», «Информация для работы», «Идеи, требующие внедрения».

Создавайте досье

Чтобы лучше запомнить книгу, создайте на неё досье. Вы можете сделать это в Evernote или . Следуйте такой схеме:

  • Загрузите обложку книги.
  • Напишите своими словами, о чём книга.
  • Выпишите все цитаты и ключевые моменты.
  • Запишите, какие у вас возникли идеи и мысли в процессе чтения.

2. Обсудите прочитанное с друзьями

Обсуждение значительно повышает ценность прочитанного.

Выберите из своего окружения человека с полярными взглядами или нестандартным мышлением и обсудите с ним книгу. Так вы не только прокачаете навык анализа, научитесь формулировать мысли и запомните прочитанное, но и иначе взглянете на текст.

3. Напишите о прочитанном

Один из лучших способов закрепить знания - передать их кому-нибудь. Написав о книге, мы не только передаём её смысл, но и обогащаем собственными идеями и опытом.

4. Задайте себе вопросы о прочитанном

Задавая себе вопросы по содержанию, мы переходим от пассивного потребления к активному анализу. Разбор 10 страниц хорошей книги принесёт больше пользы, чем беглое чтение 50 статей в интернете. Закончив книгу, задайте следующие вопросы:

  • О чём книга в целом?
  • О чём и как говорит книга в подробностях?
  • Содержание книги соответствует действительности полностью или частично?
  • Что именно соответствует действительности?
  • Могу ли я применить прочитанное в жизни?
  • Была ли в моей жизни похожая ситуация?
  • На какие мысли наводит книга?

Вы можете пассивно потреблять контент или активно участвовать в нём. Второй вариант принесёт больше удовлетворения и пользы.

5. Прочитайте книгу ещё раз

Повторение - мать учения. Когда вы перечитываете книгу, то открываете для себя информацию, которую могли упустить или не понять раньше. Кроме того, вы переосмысляете уже усвоенное.

6. Внедрите прочитанное в жизнь, но начните с малого

Одна из главных причин, почему люди не применяют советы из книг на практике, - попытка внедрить всё и сразу. После прочтения вы пытаетесь радикально перестроить свою жизнь. Но это требует огромных усилий, поэтому вы устаёте и . Решив, что идеи из этой книги не работают, вы берёте следующую, чтобы найти новые советы от очередного гуру. Порочный круг замыкается.

Новые привычки должны входить в жизнь почти незаметно. Чем сложнее и затратнее по времени новая практика, тем выше вероятность того, что вы её забросите. Поэтому меняйте свою жизнь по чуть-чуть, но каждый день.

Ежедневно мы получаем умопомрачительное количество информации, по объему сравнимое со 174 газетами. Мы читаем слишком медленно, чтобы прочитать все, что нам нужно. Подготовили в этой статье краткую выжимку из книги «Как читать, запоминать и никогда не забывать» - 10 ключевых идей, которые помогут вам увеличить скорость чтения и улучшить качество усвоения информации.

1. Все начинается с осознания цели

Подумайте, чему вы хотите научиться, прежде чем начать читать. Какая жизненная или рабочая задача сейчас перед вами стоит, и как конкретно эта книга, которую вы держите в руках, поможет вам добиться цели? Понимание цели настроит ваш мозг на волну поиска ответов на вопросы. Вы будете гораздо внимательнее читать текст.

2. Изучите оглавление и структуру книги

Изучите аннотацию и оглавление. Это может показаться лишним, но так вы точно будете знать, чего ожидать от книги. Пролистайте книгу. Обратите внимание на заголовки, выделенные фразы, изображения, диаграммы. Такой просмотр книги - как взгляд на карту маршрута для путешественника.

Это необходимо, чтобы быть подготовленным, к изменению структуры, к длинным или коротким отрывкам.

3. Отдавайте предпочтение бумажным книгам

Исследования показывают, что при чтении с монитора продуктивность снижается на 30% и, кроме того, мы забываем цифровую информацию быстрее, чем ту, что получили с бумажных носителей.

Одна из существенных причин, объясняющих, почему так происходит, - то, что свет идет из-за текста. Представьте, что вы читаете то, что напечатано на тонкой бумаге, держа ее против яркого света. Читать можно, но глазам при этом некомфортно. То же происходит и при чтении с монитора: глаза устают от подсветки, и скорость чтения немного снижается.

Рельеф книги

Электронные книги лишены этого недостатка благодаря использованию электронных чернил и отсутствию подсветки. Но и в случае с электронными книгами мы сталкиваемся с тем, что усваиваем информацию хуже и забываем ее быстрее, чем читая бумагу. Это связано с так называемым внутренним рельефом книги. Что это значит? Возможно, вам знакома такая ситуация: вы прочитали книгу и теперь пытаетесь вспомнить какой-то ее фрагмент. Вы знаете, что нужное предложение было слева вверху, где-то в последней четверти книги, рядом с рисунком. Знания, основанные на местоположении, базируются на «внутреннем рельефе» книги. Печатная книга имеет множество преимуществ, которые позволяют в ней ориентироваться.

4. Избавьтесь от внешних отвлекающих факторов

Недостаток внимания может быть вызван различными внешними отвлекающими факторами, например, уведомлениями электронной почты, звонящим телефоном, коллегой, задающим вопросы. На время чтение постарайтесь убрать все отвлекающие факторы. Переведите телефон в авиарежим. Если вы в кабинете - наденьте наушники. Отойдите от ноутбука, возьмите бумажную книгу. Дайте себе установку - «У меня есть 40 минут, в течение которых я буду читать книгу, а после вернусь к другим делам».

5. Заполняйте ментальную пустоту

Кроме внешних отвлекающих факторов, есть еще и внутренние - мысли, которые приходят сами по себе, например: «Мне нужно позвонить сестре». Или когда вы начинаете внутренний спор с автором: «Согласен ли я с этим? Достаточно ли дано информации? Могу ли я это использовать?»

Почему так происходит? Потому что скорость, с которой наш мозг обрабатывает информацию, в семь раз больше скорости чтения. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства. Начните читать быстрее. Буквально подгоняйте себя. Попробуйте читать под метроном. Используйте указку, чтобы задавать себе скорость и не сбиваться со строчек. Поначалу ручка будет казаться помехой, но со временем чтение с ней станет проще и удобнее, чем без нее.

6. Научитесь однозадачности

Сознательно в единицу времени возможно делать только что-то одно. Иногда мы ошибочно думаем, что кто-то справляется с многозадачностью. На самом же деле этот человек не делает несколько дел одновременно, а постоянно переключается между ними. Это губительно для результата.

Лучше прочитать главу целиком, а потом уделить время, чтобы запомнить какие-то ключевые идеи из нее, чем чередовать запоминание и чтение. Потому что в случае чередования задач, вы постоянно переключаетесь между разными отделами мозга. Закончив запоминать, вы переключились от памяти к той части мозга, которая отвечает за обработку информации. На такое переключение каждый раз требуется несколько минут. Жалко!

7. Делайте краткое резюме после прочтения каждой главы

После того, как глава дочитана, отложите книгу, запишите то, что запомнилось лучше всего. Или нарисуйте майндмэп. Отметьте те принципы, методы или действия, которые вы хотите начать применять. В идеале, после того, как вы закончите читать книгу, чтобы у вас на руках был чек-лист с действиями и советами из книги, которые вы на следующий же день сможете начать выполнять.

8. Используйте систему локации для запоминания информации

Замечательный пример структурирования информации - система локации. Эта техника запоминания предполагает связывание информации, которую вам нужно запомнить, с объектом в знакомом вам помещении. Похоже, требуется много усилий, но что происходит при этом в голове? Новая информация привязывается к тому, что вы уже очень хорошо знаете, например к мебели и другим предметам в вашей гостиной. Представляя себе гостиную, вы вспоминаете информацию. Звучит безумно, но этот метод очень эффективен.

9. Объясняйте прочитанное другим

Объяснение чего-либо своими словами позволяет установить связи, которые напрямую не описаны в материале. Используя свои слова, вы отходите от изначального текста и связываете информацию со своими знаниями и опытом. В результате вы лучше понимаете информацию.

10. Используйте фантазию для запоминания

Механическое повторение информации - худший способ запоминания. Вовлечение фантазии - важный метод улучшения хранения информации в нашей памяти. Давайте посмотрим, как это происходит. Мы забываем что-либо, поскольку то, что мы хотим запомнить, смешивается с тем, что мы уже усвоили. Новая информация должна как-то выделяться, иначе ее запомнить невозможно. Чем более невероятна и странна взаимосвязь, тем лучше.

Возьмем, к примеру, город Джексон, столицу американского штата Миссисипи. Название города легко визуализировать, представив Майкла Джексона плавающим в реке Миссисипи (достаточно нелепо, не правда ли?). Мы связали вопрос «Как называется столица штата Миссисипи?» и ответ «Джексон» через необычный визуальный образ. Можете ли вы применять это ко всему? Да, если будете использовать фантазию!

Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением

Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.

Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:

Перед чтением

— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.

— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.

— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.

— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.

Во время чтения

— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.

— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.

— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.

— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.

После чтения

— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.

— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.

— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.

— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.

Поговорите о прочитанном

Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Мотивация для чтения

Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.

Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.

Стратегии по улучшению понимания прочитанного

Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:

Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.

Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.

Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.

Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.

Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.

Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.

Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.

Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.

Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.

Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.

Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.

Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.

Модель постепенного внедрения

Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.

Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.

Доступность книг для чтения

Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.

Также следует обратить внимание на следующие книги:

— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.

— Книги с достаточно крупными буквами.

— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.

— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.

Связь между чтением и письмом

Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.

Заключительные мысли

Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.

С вами когда-нибудь такое случалось, что вы дочитываете страницу до конца и понимаете, что ваши мысли далеко-далеко? Со всеми это рано или поздно случается: у вас слишком мало времени или интереса, чтобы провести еще минуту с Гомером или Шекспиром. К счастью, если вы научитесь вдумчиво читать и делать правильные заметки, весь процесс чтения станет намного легче, быстрее и увлекательнее. Следуйте нашим советам, чтобы этого добиться.

Шаги

Читайте вдумчиво

    Устраните все, что вас отвлекает. Выключите компьютер, телевизор и музыку. Трудно читать, особенно сложный текст, когда внимание постоянно отвлекается. Для внимательного чтения вам нужно приятное и комфортное место без отвлекающих элементов.

    • Превратите чтение в приятный процесс, подготовьте напиток и закуски и уютно устройтесь. Зажгите свечу с приятным ароматом или даже читайте в ванне. Сделайте чтение максимально приятным, особенно если вы читаете что-то не очень интересное.
  1. Бегло просмотрите текст, а затем прочитайте его внимательно. Если вы читаете сложный текст, не переживайте, что в этом случае будете знать, чем все закончится. Если вы прочитали абзац и вынуждены начать его заново, попробуйте быстро просмотреть всю историю или пролистайте всю книгу, чтобы получить общее представление о сюжете, главных героях и тоне повествования, так, вы будете знать, на чем сосредоточиться, когда будете читать более внимательно.

    • Вы можете сначала ознакомиться с кратким изложением книги, чтобы получить общее представление, вам тогда легче будет ее читать. Только не забудьте после этого прочитать внимательно саму книгу.
  2. Представляйте себе то, о чем вы читаете. Притворитесь, что вы кинорежиссер, и представляйте себе действие по ходу чтения. Подберите актеров, если это вам поможет, и попробуйте представить себе события как можно реалистичнее. Это может быть очень увлекательно, и так вы намного лучше запомните и поймете то, что вы читаете.

    Читайте вслух. Некоторым людям так гораздо легче поддерживать концентрацию внимания и интерес к тому, что они читают. Закройтесь в своей комнате или спрячьтесь от посторонних глаз в подвале и декламируйте как можно драматичнее. Это может помочь вам сбавить скорость, если у вас есть тенденция слишком быстро проглядывать текст, и это может помочь сделать чтение более драматичным, если произведение кажется вам несколько скучным.

    • Всегда старайтесь читать поэзию вслух. Чтение «Одиссеи» становится потрясающим опытом, когда вы призываете музу вслух.
  3. Проверяйте в словаре или энциклопедии незнакомые слова, географические названия или идеи. Вы можете догадаться о значении некоторых слов по контексту, но в любом случае полезно потратить минуту, чтобы прояснить детали, которые не были понятны с первого раза. Чтение от этого пойдет гораздо легче.

    • Заведите себе хорошую привычку проверять незнакомое слово или понятие в словаре или энциклопедии, в школе это всегда даст вам преимущество.
  4. Делайте перерывы. Выделите достаточно времени на чтение, чтобы закончить его без спешки и с частыми паузами. На каждые 45 минут чтения устраивайте перерыв на 15 минут. Поиграйте в видеоигру, сделайте домашнюю работу, займитесь домашними делами. Дайте передышку мозгу и ненадолго переключите внимание на другие вещи. Когда вы готовы, вернитесь к чтению со свежей головой и полными нетерпения узнать продолжение истории.

    Делайте заметки

    1. Делайте пометки в тексте. Записывайте вопросы на полях, подчеркивайте то, что находите интересным, выделяйте маркером важные понятия или идеи. Не бойтесь делать в тексте множество пометок. Некоторые читатели чувствуют, что карандаш или маркер в руке заставляют их быть более активными, дают им возможность «делать» что-то во время чтения. Посмотрите, подходит ли это вам.

      • Не переборщите с подчеркиваниями или выделениями; ни в коем случае не выделяйте отрывки наобум только потому, что вы полагаете, что этого от вас ожидают. От того, что вы будете перечитывать наугад выделенные отрывки, пользы не будет, и перечитывать такой текст будет намного сложнее.
    2. В конце каждой страницы пишите краткое содержание на несколько предложений. Если вы читаете трудный текст, и вам постоянно хочется вернуться, чтобы понять то, что вы не ухватили, начните читать по странице за раз. В конце каждой страницы или даже абзаца пишите краткое изложение того, о чем вы прочитали. Это разобьет текст на части и позволит вам прочитать его более внимательно.

      Запишите вопросы по прочитанному материалу. Обязательно запишите то, что вас привело в замешательство или вызвало трудности. Это может стать или хорошим вопросом, который вы зададите позже в классе, или пищей для дальнейших размышлений.

      Запишите свою реакцию. Закончив читать, немедленно запишите свою реакцию на рассказ, книгу или главу из книги. Запишите все, что кажется важным, какова, на ваш взгляд, цель автора, какие чувства у вас вызвало это произведение. Краткое изложение прочитанного может быть полезно, если это поможет вам лучше удержать в памяти, что вы прочитали.

      • Не пишите, понравилась ли вам история или вы нашли ее «скучной». Вместо этого сосредоточьтесь на том, какие чувства она у вас вызвала. Ваш первый ответ может быть: «Мне не понравилась эта история, потому что в конце Джульетта умирает». Теперь подумайте, почему вы это чувствуете. Почему было бы лучше, если бы она продолжала жить? И было бы это лучше? Что пытался сказать Шекспир? Почему он выбрал такой конец? Такая реакция гораздо интереснее и ценнее.

    Обсудите прочитанное

    1. Соберитесь вместе с друзьями или одноклассниками и обсудите прочитанное. Ничего нет предосудительного в том, чтобы обсудить прочитанное до или после урока. На самом деле большинство учителей были бы от этого в восторге. Узнайте мнения и реакцию одноклассников и сравните ее с вашей. Опять же, попробуйте не говорить о том, была ли книга «скучной», а вместо этого выясните, есть ли у кого-нибудь хорошее объяснение того, что было для вас трудным или непонятным. Также предложите помощь вашим друзьям.

      Продумайте открытые вопросы по прочитанному материалу. Запишите в тетрадь несколько вопросов, которые могли бы стать интересными вопросами для обсуждения в классе. Некоторые учителя дают такое задание, но в любом случае это поможет вам почувствовать связь с произведением.

      • Не задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Учитесь задавать вопрос «как», это поможет начать интересную дискуссию.
    2. Пометьте важные страницы с помощью самоклеящихся цветных листочков для заметок. Будет удобно, если страница, о которой вы хотите поговорить или по которой хотите задать вопрос, будет отмечена, тогда вам не придется десять минут искать знаменитые слова Полония.

      Поставьте себя на место героя. Что бы вы сделали на месте Джульетты? Каково было бы быть женой Одиссея? Поговорите об этом с другими людьми, которые прочитали ту же книгу. Как разные люди отвечают на один и тот же вопрос? Научиться погружаться в чтение и взаимодействовать с текстом – хороший способ прочувствовать и понять его.

«Я просто сижу в своем офисе и читаю книги», — именно так и никак иначе описывает свой будничный день один из самых успешных и влиятельных бизнесменов Уоррен Баффетт (Warren Buffett). Он просто сидит и читает. И советует всем придерживаться этого простого и незамысловатого распорядка.

Согласитесь, это довольно полезная привычка. Но как привить себе эту привычку и не просто читать книги, а извлекать из них все полезное и ценное, знает далеко не каждый. Если вы успеваете прочитать по несколько книг в месяц и довольствуетесь кратковременными инсайтами, но ничего из прочитанного не применяете — считайте, что вы просто попусту тратите свое время.

Как читать больше и успевать осмысливать все прочитанное, запоминать и применять в жизни — вот предмет спора многих исследователей. Каждый из них считает своим долгом предложить свою уникальную методику, которая поможет вам стать более совершенным в этом деле. Однако, все они сходятся в одном — чтение книг открывает перед людьми множество возможностей для роста и достижения успеха.

О самых интересных методиках чтения книг мы и поведаем вам в этой статье. Но прежде хотим уделить внимание некоторым основам.

Как быстро вы читаете?

Один из наиболее очевидных ответов на вопрос «Как успевать прочитывать больше?» — научиться читать быстрее. Тема скорочтения настолько популярна, что некоторые компании (такие как Staples, например) применяют ее в своей маркетинговой кампании. К слову, вышеупомянутая Staples для продвижения электронных книг разработала и внедрила технологию, позволяющий определить вашу скорость чтения. К сожалению, для русскоговорящей аудитории текстов не предусмотрено.

Но Staples не просто предоставляет посетителям сайта такой виджет: компания собирает и анализирует получаемые данные. Согласно этим данным, 300 слов в минуту — средний показатель взрослого человека. Другие результаты вы можете увидеть ниже:

Средняя скорость чтения по группам: учащиеся начальной школы, 8-9 лет (Third-grade students) — 150 слов в минуту; учащиеся средней школы, 13-14 лет (Eight grade students) — 250 сл.; студенты колледжей и вузов — 450 сл; топ-менеджеры — 575 сл.; профессор университета — 675 сл.; мастер скорочтения — 1500 сл.

Однако, поможет ли вам скорочтение прочитывать больше? Правильный ли это путь и оправдан ли он? Не всегда. В процессе чтения книг самым важным остается понимание прочитанного. Ни для кого не секрет, что люди, которые ловко управляются с полутора тысячами слов минуту, на самом деле, мало что запоминают из текста, практически ничего не осмысляя. Поэтому, если ваша скорость чтения находится на среднем уровне, не печальтесь. Постепенно наращивайте скорость, но без ущерба для понимания. Только в этом случае вы сможете нащупать верный путь к тому, чтобы успевать прочитывать больше.

Как много вы читаете?

Кто-то читает быстро, а кто-то читает много. Вы удивитесь, но не все люди пытаются сэкономить время на своем любимом занятии. В этом случае скорочтение - совсем не вариант. На самом деле, в данной ситуации вопрос «Как читать много?» отпадает сам собой: если человек любит читать, он посвятит этому достаточно много времени.

Согласно результатам исследования аналитической компании «The Pew Research Center», взрослые люди в США за год в среднем прочитывают 17 книг. А сколько книг за год обычно прочитываете вы?

Ключевое слово здесь «средний». Есть люди, которые прочитывают гораздо больше 17 книг в год. Есть и те, кто не читает их вовсе (таковых — 19%, а согласно последним данным за 2013 год — 28% американцев). Что это значит? Это значит, что если вы начнете читать больше, вы будете на голову выше одной трети населения США.

5 методик, которые позволят вам прочитывать больше книг, блогов, статей

1. Скорочтение: удивительная техника Тима Феррисса (Tim Ferriss).

Его метод состоит из 2 приемов:

  1. Водить ручкой или карандашом вдоль каждой читаемой вами строки, как делают дети, когда учатся читать.
  2. Каждую новую строку начинать читать как минимум с третьего слова, а два первых слова пытаться уловить периферийным зрением. Переходить к следующей строке как минимум за три слова до конца самой строки.

Феррисс называет эту методику перцептивным расширением:

«Неподготовленные читатели тратят до половины возможностей своего периферийного зрения на чтение... полей. Если вы будете читать строки от начала и до конца, то будете терять около 25-50% времени впустую».

Как видят наши глаза?

Быть может, вы уже слышали о том, что для улучшения скорости чтения нужно использовать свое периферийное зрение. Быстрые движения глаз, так называемые саккады (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении), происходят постоянно, пока мы читаем (с поля на начало новой строки, к примеру). Минимизировать эти прыжки — верный путь к тому, чтобы увеличить скорость своего чтения.

Вывод: использование периферийного зрения поможет вам улучшить скорость вашего чтения. Вы не добьетесь рекордных изменений в скорости, но совершенно точно начнете читать быстрее.

2. Новые методики Spritz и Blinkist

Spritz и Blinkist — это две совершенно новые, уникальные методики, которые помогут вам читать не только быстро, но и меньше.

Как было уже сказано выше, во время чтения много времени уходит на передвижение глаз. Технология Spritz полностью исключает это.

Как это работает? Вы просто смотрите на небольшой прямоугольник на экране вашего ноутбука или смартфона, в котором поочередно, друг за другом, отображаются слова из текста. В каждом слове красным цветом выделена одна буква: так глазам проще концентрироваться на центре слова.

Существует специальный букмарклет, который носит название OpenSpritz, и позволяет вам прочитать таким способом любой текст, который вы найдете в интернете. Ниже — пример одного из таких текстов, который читается на скорости 600 слов в минуту.

На главной странице приложения Spzirtz вы можете попробовать эту технологию на разных скоростях и на разных языках (в том числе и на русском).

Кроме революционной, на наш взгляд, технологии Spritz, есть и еще одна, которая называется Blankist. Вместо того, чтобы помогать читать быстрее, Blankist предлагает читать только самое важное . Программа дробит тексты на удобоваримые части. В каждой из которых заключена ключевая мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут.

3. Не смотрите телевизор и не увлекайтесь шопингом

Шейн говорит, что секретов в этом успехе нет. То время, которое он посвящает чтению, средний американец тратит на просмотр телевизора (35 часов в неделю), какие-либо интерактивные развлечения и шопинг (как минимум, час в неделю). Шейн исключил из своей жизни все эти необязательные действия и сэкономленное время направил на чтение. В общей сложности он читает на 43 часа больше в неделю, чем средний американец.

4. Купите читалку

Согласно результатам исследования «The Pew Research Center», те люди, которые пользуются электронными книгами, в среднем прочитывают за год порядка 24 книг, тогда как люди без этого устройства успевают только 15. Вопрос: хотите ли вы прочитывать в год на 9 книг больше, чем обычно? Если да, то покупайте читалку. Она легкая и удобная, и любую свободную минутку вы можете посвятить чтению. Стоит ли говорить, что при таком раскладе вы станете прочитывать гораздо больше?

5. Читайте больше, но не читайте все подряд

Для кого-то этот совет может показаться совсем уж нелогичным, но он взят из столь же нелогичной книги.

Книга «Как говорить о книгах, которых вы не читали?»

Эта книга написана профессором Парижского университета Пьером Баярдом (Pierre Bayard). В ней он повествует, что люди обычно делят все книги на те, что они прочитали, и те, что не прочитали:

  • книги, которые мы прочитали;
  • книги, которые мы просмотрели;
  • книги, о которых мы слышали;
  • книги, о которых мы забыли;
  • книги, которые никогда не открывали.

Как знать: быть может, чтобы уметь читать больше, нужно просто взглянуть на процесс чтения несколько по-иному. Очевидно, что те книги, которые попадают в первые 3 категории, профессор относит к прочитанным. Поможет ли это вам? Попробуйте. Но мы, если честно, немного сомневаемся.

3 эффективных способа запомнить то, что вы прочитали

Чтобы научиться лучше усваивать прочитанное и сохранять информацию на долгие годы, нужно понять специфику работы нашей памяти. Для этого запомните 3 ключевых слова:

  • впечатления;
  • ассоциации;
  • повторение.

Допустим, вы прочитали книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Dale Carnegie «How to Win Friends and Influence People»). Книга вам невероятно понравилась, и вы хотите запомнить так много, сколько это вообще возможно.

Что нужно сделать? Работать на трех уровнях.

Впечатления. Вы запомните гораздо больше, если эмоционально проработаете книгу. К примеру, некоторые главы вы можете проиграть в своем воображении, постараться почувствовать те эмоции, которые старается передать автор или о которых ведет речь. Представьте себя главным героем прочитанных глав. Вы должны создавать и управлять своими впечатлениями. Благодаря им вы и сможете сохранить большую часть информации в своей памяти. Если визуальные образы не помогают, то попробуйте зачитывать особо понравившиеся главы вслух. Сделайте так, чтобы книга вызывала у вас прилив чувств.

Ассоциации. Метод ассоциаций известен многим, но его нельзя не упомянуть в нашем списке, поскольку он отличается рекордной эффективностью. Суть его проста: смысл прочитанного вы связываете с чем-то, что уже знакомо вам, соотносите друг с другом. Кроме того, что этот метод позволит вам лучше и четче запомнить тексты, так вы еще и лучше будете понимать их. Работает правило: объяснить что-то новое проще, если сравнить его с чем-то знакомым.

Повторение. Повторение — мать учения. И этим все сказано. Чем чаще вы возвращаетесь к наиболее понравившимся вам книгам, тем лучше сохраните их в своей памяти.

4 уровня чтения

Мортимер Адлер (Mortimer Adler), философ и автор книги «Как читать книги» («How to Read a Book»), выделяет 4 уровня чтения:

  1. Элементарный.
  2. Инспекционный.
  3. Аналитический.
  4. Тематический.

Каждый уровень основывается на предыдущем. Элементарному уровню вас обучают в школе. Инспекционный уровень — это, по факту, поверхностное знакомство с книгой или статьей, то же самое, что и «пробежаться глазами».

Самая кропотливая работа происходит на двух последних уровнях. Аналитический уровень предполагает более тщательное знакомство с материалом. Вы буквально прочитываете книгу «от корки до корки». В ходе аналитического чтения вам придется пройти 4 этапа:

  1. Классифицируйте книгу по тематике.
  2. Кратко сформулируйте, о чем книга.
  3. Перечислите основные главы и установите связи между ними. Опишите каждую из этих частей. Раскройте ее роль для всей книги.
  4. Определите проблему или проблемы, которые автор решает в книге. Опишите их.

Наконец, тематическое чтение обязывает вас прочитать несколько книг на одну тему и анализировать каждую из них в связи другой: сравнивать, противопоставлять, оценивать.

По мере вашего освоения этих 4 уровней чтения, вы также будете развивать рассмотренные выше 3 способа запоминания. Разбирая книгу на части (на аналитическом и тематическом уровнях), вы закрепите в памяти те впечатления, которые от нее получили. Вдумчивый анализ схожих по тематике работ поможет вам лучше разобраться в материале и запомнить его на долгие годы.

Делайте заметки!

Вот вам небольшой совет: делайте заметки.

Пишите на полях. Оставляйте закладки. После прочтения книги напишите небольшую рецензию. Потом вы сможете возвращаться к вашим записям и заметкам и освежать в памяти самые важные моменты из прочитанного.

Важность заметок и закладок подчеркивает уже упомянутый нами Шейн Перриш:

«После того, как я заканчиваю книгу, я откладываю ее на несколько недель. Потом я возвращаюсь к ней, изучаю все закладки и заметки, которые сделал, перечитываю главы, которые я отметил как важные. Я делаю так со всеми книгами без исключения».

Заключение

Запомните главное правило: книги нельзя читать, книги нужно изучать. В книгах нужно видеть инвестиции в собственное образование, а следовательно — и в собственный успех. Повальное увлечение техниками, позволяющими увеличивать скорость чтения, которые мы можем наблюдать сегодня, на первый взгляд, кажется спасительным, но и от них не будет никакого толка, если прочитанное не будет осмыслено и использовано. Учитесь правильно читать, и вы обязательно достигнете отличных результатов.

Успехов вам и высоких конверсий!

Читайте также: