Музыкальная логоритмика для детей 2 3 лет. Логоритмика с пеленок (интегрированные занятия с детьми в возрасте от года до двух лет)

Клуб Увлеченных Мам

Логоритмика (логопедическая ритмика) – это игры и упражнения, направленные на разучивание движений под определённые стихи или музыку. Чем полезны логоритмические занятия?

  • Способствуют пополнению словарного запаса
  • Укрепляется мышечный аппарат ребёнка
  • Формируется правильный темп речи и дыхание
  • Развивается внимание и память
  • Развивается чувство музыкального темпа

В этой статье мы обсудим, когда начинать занятия логоритмикой и какие именно логоритмические упражнения стоит включить в ваши занятия с ребенком.

  1. Занимайтесь не чаще 2-3 раз в неделю по 10-15 минут.
  2. Не принуждайте малыша к занятиям и по максимуму предлагайте упражнения в игровой форме. Используйте любимые ребёнком игрушки, песенки и картинки.
  3. Все логоритмические упражнения требуют многократного повторения. Только в этом случае можно добиться желаемого эффекта.

Не относитесь к этим занятиям как к учебно-образовательному процессу. Помните, что самое главное – весело провести с ребёнком время, а польза и результаты не заставят долго себя ждать.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Специалисты по раннему развитию детей считают, что между моторикой ребёнка и его речью существует прямая зависимость. Вот почему нередки случаи, когда нарушения разговорной речи у малыша сопровождаются отставанием в двигательном развитии. Помочь в таких случаях может логоритмика для детей 3–4 лет.

Логопедическая ритмика (логоритмика) - это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами. Занятия логоритмикой очень полезны для малышей, поскольку они:

  • развивают правильное речевое дыхание;
  • формируют понятие ритма слова или музыки;
  • способствуют развитию моторики рук и пальцев;
  • вырабатывают ловкость, равновесие, координацию движений;
  • укрепляют и тренируют мышцы.

Как провести с малышом логоритмическое занятие?

Для выполнения логоритмических упражнений с ребёнком 3–4 лет не требуется специальной подготовки. Взрослый показывает движения, а кроха их повторяет. Готовясь к проведению занятий, следует учесть несколько принципов, чтобы обучение было успешным:

  • Все движения и слова должны быть предельно простыми: никаких сложных па и длинных текстов. Именно благодаря простоте достигается максимальный эффект от логоритмических упражнений.
  • Занятия проводите 2–3 раза в неделю и не больше, чем по 20–30 минут, чтобы малыш не устал.
  • Заранее позаботьтесь о музыкальном сопровождении. Музыка должна задавать темп и ритм движениям и словам. Лучше всего для каждого упражнения подобрать отдельный саундтрек. Это может быть классическая музыка, песенки из мультфильмов, звуки природы и т.п.
  • Главное условие: занятия должны нравиться ребёнку, он должен получать только положительные эмоции. Не забывайте постоянно хвалить малыша, подбадривать его, радоваться вместе с ним успехам.
  • В процессе занятий вы можете использовать различные игрушки и музыкальные инструменты. Это оживит игру и повысит действенность упражнений.

Подбор упражнений индивидуален для каждого ребёнка. Всё зависит от проблемы, которую вы хотите преодолеть: если у малыша нелады с моторикой - увеличьте число двигательных упражнений; если страдает звукопроизношение - уделите внимание артикуляции. Но в любом случае вам не обойтись без пальчиковой гимнастики, некоторые упражнения которой мы предлагаем вам освоить.

Пальчиковые упражнения по логоритмике

Все упражнения нужно проводить в виде увлекательной игры, стишки можно читать, а можно и петь. Главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание играть.

Зайчик

Зайчик серенький сидит

(Сидим, как зайчики)

И ушами шевелит -

Вот так, вот так!

(Шевелим ушками-ладошками).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(Хлопаем в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

(Прыгаем, как зайчики).

Готовим капусту

Мы капусту рубим, рубим!

(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз: если левая рука вверху, то правая - внизу).

Мы капусту солим, солим!

(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы - большой, указательный и средний - собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим).

Мы капусту трём, трём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трём кулачки друг о друга).

Мы капусту жмём, жмём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак).

Вот какие мы молодцы - приготовили капустку!

Майский дождик

Майский вдруг закапал дождь:

«Кап-кап-кап-кап».

(Ритмично щёлкаем пальцами рук).

И по лужам ты идёшь:

«Так-так-так-так».

(Ритмично притопываем).

Ветер шелестит листвой:

«Ш-ш-ш-ш».

(Ритмично потираем ладонью о ладонь).

Спрятал кудри под травой:

«Тш-тш-тш-тш».

(Ритмично потираем ладонями о колени).

Дождь сильнее застучал:

«Тук-тук-тук-тук».

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой).

Скоро дождик ливнем стал:

«Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук».

(Хлопаем в ладоши).

Солнышко

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой).

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачиваем руками вверху).

Летом нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки.

(Потираем щёки).

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

(Постукиваем пальцем по носу).

Золотят веснушки деток -

Очень нравится им это!

Прогулка по лужам

Шлёп-шлёп-шлёп -

Иду по лужам.

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам).

Хлюп-хлюп-хлюп -

Вода в ботинках.

(Притопываем ногами).

Кап-кап-кап -

Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щёлкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз).

Оп-оп-оп -

Вода по спинке.

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям).

Буль-буль-буль -

Упала шапка.

(Приседаем).

Ой-ой-ой, кругом вода.

(Кружимся).

Да-да-да, себя так жалко.

(Киваем головой).

Одевайтесь в дождь всегда!

Машина

«Би-би-би» -

Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой).

«Тук-тук-тук» -

Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши).

Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами).

Шины трутся о дорогу.

«Шу-шу-шу» -

Они шуршат.

(Потираем ладони).

Быстро крутятся колёса.

(Показываем ручками, как крутятся колёсики).

Использовать для логоритмических упражнений можно любой стишок, который нравится вашему карапузу. Придумайте под него различные движения, подберите соответствующую музыку и выполняйте вместе с малышом.

Кроме пальчиковой гимнастики на занятиях по логоритмике вы можете поиграть с малышом в различные игры.

Логоритмические игры

Помимо пользы для развития речевого аппарата ребёнка, логоритмические игры позволяют ему перевоплощаться в различных персонажей, двигаться в соответствии с выбранным образом, что способствует проявлению творческих способностей.

Курочка на грядке

Возьмитесь с малышом за ручки и потанцуйте с ним, как будто вы курочка с цыплёнком. Помашите крылышками, поклюйте зёрнышки, поройтесь лапками.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки!


Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зёрнышки ищите!

Весёлый оркестр

Представьте, что вы с малышом играете на различных музыкальных инструментах. Если у вас нет барабана, дудочки, скрипки - замените их любыми предметами. Главное, чтобы было весело и шумно.

Барабаню в барабан:

Очень громко, знаю сам.
«Бам-бам-бам» да «бам-бам-бам».

Барабанит барабан:
«Бам-бам-бам» да «бам-бам-бам».

«Ду-ду, ду-ду-ду» -
Дую я в свою трубу.
Быть я трубачом смогу!
«Ду-ду, ду-ду-ду».

Скрипку в руки я возьму
И смычком я проведу.
Звук чудесный - просто диво,
Скрипка так звучит красиво.

Три струны всего - «трям-трям».
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму -
Плясовую заведу.

Игры с пёрышком

Воспользуйтесь обычным пёрышком. Сдувайте его с ладошки, с кончика носа, поиграйте им в «футбол», двигая дыханием по столу. Пусть карапуз сам покружится, как пёрышко, под плавную музыку.

Зовут меня Пёрышко,
Я лёгкий как пёрышко,
И ветер легко меня может с собой унести
В далёкие страны,
К морям-океанам,
Куда не проехать верхом и пешком не пройти.

В качестве логоритмических упражнений можно надувать с малышом мыльные пузыри, дуть на бумажные кораблики в ванной, играть на различных свистульках.

Не забывайте и про скороговорки и чистоговорки. Проговаривание карапузом различных словосочетаний стимулирует артикуляцию и способствует чистоте произношения.

Логопедическая ритмика положительно влияет на ребёнка. Замечено, что дети, с которыми регулярно проводят занятия, умеют выразительно двигаться, ритмичны и грациозны, хорошо поют. Кроме того, логоритмические упражнения:

  • нормализуют психическое состояние малыша;
  • развивают у него музыкальный и фонематический слух;
  • тренируют все виды памяти: зрительную, слуховую, речевую, музыкальную;
  • обогащают словарный запас ребёнка;
  • способствуют приобретению им красивой осанки и походки.

Уверены, что разнообразные и увлекательные логоритмические игры и упражнения не наскучат вашему карапузу и вам удастся в непринуждённой форме достичь важной цели - развить у ребёнка правильную, чёткую речь.

Успехов вам, дорогие читатели! До свидания!

На сегодняшний день у многих детей имеются проблемы с речевым развитием или с движением. Поэтому необходимо давать занятия по логопедической ритмике. Благодаря им малыши научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их крупная и мелкая моторика.

Понятие логопедической ритмики

Каждому ребёнку необходимо развивать речь и моторику. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют проводить специализированные занятия и упражнения. Лучше всего подойдёт логоритмика для малышей.

Она поможет корректировать речевые нарушения, правильно строить слова, слушать музыку и понимать её ритм, интонацию.

Логоритмика для малышей - это комплекс упражнений, куда входят определённые звуки, слова, музыка, ритм и движения. С помощью развлекательного комплекса дети быстрее научатся разговаривать, у них лучше будет развиваться не только мелкая моторика, но и крупная.

Логопедическая ритмика научит:

  • При ходьбе ориентироваться в пространстве.
  • Делать полезные упражнения для дыхания, голоса, артикуляции.
  • Акцентировать внимание на ритме музыки.
  • Слушать интонацию и повторять за воспитателем.

Часто у детей наблюдается плохая артикуляции. Поэтому педагоги советуют как можно чаще заниматься в этом направлении.

Логоритмика по методике Екатерины Железновой

Многим детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика Железновой заинтересует малышей. Они с удовольствием будут петь и танцевать. Изначально эти занятия были направлены на слух ребёнка. Впоследствии было замечено, что дети с удовольствием повторяют все звуки и лучше начинают разговаривать. Поэтому методика Екатерины Железновой была усовершенствована.

Коротких песен для малышей очень много. Все они направлены на развитие крошек. С детьми можно заниматься по методике Железновой с восьми месяцев. В каждой песне поются слова и звуки чётко, понятно, разборчиво. Поэтому малышам будет несложно повторять сначала слова, а затем и действия.

Логоритмика Железновой предусматривает занятия не только с одним ребёнком, но и с группой детей. Их можно проводить в логопедических группах, медицинских центрах, поликлиниках. Чем больше детей участвуют в занятиях, тем интереснее им заниматься.

Логоритмика: упражнения

Каждое занятие направлено на развитие детей.Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве. Логоритмика для малышей - это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:

  1. Интонационное и коррекционное произношение.
  2. Фонетическое (слуховое) восприятие.
  3. Артикуляционное упражнение.
  4. Песни без музыкального сопровождения.
  5. Игры на музыкальном инструменте.
  6. Регулировка мышечного тонуса.
  7. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве.

На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. Каждый день время незначительно увеличивается.

Логоритмические игры

Существует очень много занимательных и развивающих методик для детей. Мы выяснили, что есть ещё одна - логоритмика для малышей. По этой методике необходимо заниматься исключительно в игровой форме.

Предлагаем ознакомиться с несколькими небольшими играми для самых маленьких:

1. Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя).

Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем).

Ветер дует меньше-меньше (медленно руки опускаем).

Дерево растёт всё больше (руки поднимите и потянитесь на носочках).

2. Стук-стук (кулачком постучали по столу).

Кто там? (похлопали в ладошки).

Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).

Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).

3. Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).

В гости к вам приехали (стучите как будь-то в двери).

Мы устали (сели на стульчик).

Сейчас мы отдохнём и опять гулять пойдём (весело замаршировали).

Все эти стихи и много других сначала учите без музыкального сопровождения. Только тогда, когда дети хорошо их будут знать, пробуйте играть на инструментах. Помните, сначала необходимо заинтересовать малыша, а уже потом обучать. Ведь если будете заставлять, он наотрез откажется заниматься.

Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка. Это весело и интересно. Необходимо начинать с более энергичной песни, тогда малышу быстрее захочется поиграть с вами в новую игру.

Муниципальное казённое дошкольное учреждение

Павловский детский сад №5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Логоритмика для малышей»

для детей в возрасте 3-4 лет

на 2016 - 2017 учебный год

педагог 1 кв.кат.

Калинина М. Б

г. Павловск 2016г.

1. Пояснительная записка

2. Целевой блок программы

3. Учебно-тематический план

5. Методическое обеспечение программы

6. Результаты обучения по программе. Формы текущего и итогового

контроля

Список литературы

Приложения

1. Пояснительная записка

Чувство ритма - одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм есть и в действиях (ходьба, игра, рисование), и в речи (разговор, рассказ, чтение стихов и сказок), и в музыке. Именно этой области - развитию чувства ритма детей - и посвящена такая дисциплина, как логоритмика. Ведь именно она включает в себя ритмическое развитие ребенка по всем этим параметрам: музыка, речь, движение (моторика). Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления личности ребёнка, и не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. А согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается, и даже может остановиться навсегда. По оценкам специалистов, в результате воздействия ряда неблагоприятных факторов - в России уже с самого рождения 85%-90% детей находятся в «зоне риска», имея предрасположенность к различным нарушениям развития: координации, внимания, речи, и т.п. Важно не дать им развиться! Поэтому, актуальность данной программы совершенно очевидна. В настоящее время широкое распространение получили различные методики раннего обучения детей, но психологи считают, что интенсивное одностороннее развитие ребёнка вредит его психическому потенциалу. В данной программе развитие - комплексное. И, несмотря на то, что по своей сути она представляет собой занятия музыкальной ритмикой, - в неё также включены приёмы логопедической ритмики (по Волковой Г). Все составляющие программы построены на основе музыки; поэтому главной задачей является воспитание музыкально-ритмического чувства - наиболее доступного и близкого маленькому ребёнку. На занятиях логоритмикой музыка становится средством воздействия: определяя темп и характер движений, чередование фраз и разделов, - музыка подсказывает детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становится понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того, как дети смогли бы понять разговоры о музыке и начать обучаться игре на музыкальных инструментах. Музыка, а точнее, задачи музыкально-ритмического развития детей - становятся своеобразным стержнем, на основе которого выстраиваются основные направления деятельности на занятиях логоритмикой:

Упражнения для развития общей и мелкой моторики;

Пальчиковые игры и гимнастика;

Дыхательные и фонопедические упражнения;

Логопедические распевки;

Озвучивание, инсценировки и рассказывание сказок;

Музыкальная гимнастика и аэробика;

Подвижные групповые игры, пение и танцы.

2. Целевой блок программы

Программа «Логоритмика для малышей» рассчитана на детей в возрасте от 3 до 4 лет

Продолжительность одного занятия - 15 минут.

Проводятся занятия 2 раза в неделю.

Цель программы - профилактика нарушений речи, развитие речи и

моторики, музыкально-ритмическое, интеллектуальное и физическое развитие детей раннего возраста.

Задачи:

Развитие интеллекта;

Развитие слухового внимания;

Развитие умения понимать смысл предлагаемых заданий;

Стимуляция к творческому проявлению себя;

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Формирование навыков общения и взаимодействия в детском коллективе.

развитие чувства ритма;

Развитие координации между ритмом, словом, движением;

Развитие вокально-интонационных данных;

Формирование музыкально-эстетических представлений;

Знакомство с элементарными и детскими музыкальными инструментами;

Развитие разных групп мышц;

Выработка правильной осанки;

Развитие умения контролировать свой мышечный тонус;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие координации;

Развитие навыков основных движений: шаг, бег, ходьба, прыжки,

«пружинки»;

Развитие правильного дыхания;

Развитие мимики и артикуляции;

Развитие форм и функций речи;

Пополнение пассивного и активного словаря детей;

Автоматизация произношения звуков, букв, слогов, слов;

Развитие навыков произношения слов на длительном и коротком выдохе

(в логопедических стишках и чистоговорках, навыков пропевания - в

логопедических распевках).

Направленность программы:

Тематическая направленность и организационная вариативность

программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность:

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству

детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и

методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

В занятия включены элементы, имеющие оздоровительную

направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для

профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием

В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж

пальцев, упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять

напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные

игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

3. Учебно-тематический план

Каждое занятие проходит по единой схеме, и на каждом занятии проводятся

практически все виды работы. Поэтому стандартный учебно-тематический план был адаптирован к условиям данной программы.

Лексическая тема.

Номер занятия Звук

«Игрушки» №1,2,3,4 (а)

«Дикие животные»

№ 5,6,7,8 (а, у)

«Овощи» № 9,10,11,12 (о)

«Осень» № 13,14,15,16 (м)

«Зима, зимние забавы»

№ 17,18,19,20 (м)

«Новогодний праздник»

№21,22,23,24 (п)

№ 25,26,27,28 (з,а)

«Зимняя одежда и обувь»

№29,30,31,32 (м)

«Домашние птицы» №33,34,35,36 (ы)

№37,38,39,40 (п, б)

«Мамин день» №41,42,43,44 (д, т)

«Посуда» №45,46,47,48 (в, ф)

№49,50,51,52 (к)

№53,54,55,56 (к)

«Транспорт»

№57,58,59,60 (к,г)

№61,62,63,64 (к,г,м,п,а,о,у.)

Виды упражнений по логоритмике (приложение):

Упражнения на ходьбу и маршировку.

Они способствуют формированию координации движений руками и ногами.

Дети учатся ориентироваться в пространстве. Усваивают понятия лево и право. Обычно такие упражнения выполняют в начале занятий.

Упражнения на артикуляцию.

В этих занятиях главными являются дыхание и голос. Работа идет над

скорректировать звукопроизношение, развить мышцы языка и губ.

Тексты таких стихов будут содержать звуки, которые ребенку нужно

повторить.

Упражнения на память и внимание.

Стихи из этой группы упражнений содержат разные действия для каждой

отдельной строчки. У малыша развивается умение в быстром темпе переключаться

между разными действиями. Эти стишки - веселая логоритмика, потому что здесь

можно изображать разных животных, от медведя до зайца, или времена года.

Упражнения на счет.

Последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий.

Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах

первого десятка.

Упражнения на мелкую моторику рук.

Это так называемые пальчиковые игры. Начинать можно с движения кистями: положить их на стол, перевернуть ладонями вверх, поставить на ребро. Когда малыш усвоил эти действия наступает следующий этап выполнения действия под стихотворное сопровождение.

Занятия по логоритмике знакомы всем, просто не все об этом задумывались. К примеру, сложно найти человека, который не знал бы потешек про ладушки или сороку-белобоку. Важность таких упражнений интуитивно чувствует каждая мама, а детки с удовольствием подхватывают эти игры

Упражнения для мимики.

Эти занятия имеют большое значение для развития речи детей, у которых

диагностированы нарушения речи. Часто у них невыразительная мимика, мышцы лица двигаются мало. Стишки, в которых можно и нужно покривляться

и изобразить какое-либо животное или чувство очень важны для развития речи. Это совсем не полный список возможных упражнений по логоритмике. Любой стих можно выполнить под музыку и в движении, изобразить его пантомимой. Это и будет занятие по речевому развитию.

Темы занятий :

Осенние деньки. Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка «Марш Тореодора» из оперы «Кармен», Ж.Бизе (фрагмент); «Клоуны», Д.Кабалевский;

«Огуречик», «Яблочко», Е., С. Железновы в сб.«Азбука-потешка». «Звери» - в сб.

«Логопедические распевки», Л. Гаврищева, Н.Нищева.

Гимнастика

Комплекс «В лесу», в сб. «Игровая гимнастика», Е., С. Железновы. «Собачка», и др.

из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет», И.Красикова

Мелкая моторика

Упражнения с зёрнышками: «Сложи картинку из зёрен», «Раздели пшено и фасоль» - в сб. «300 3-минутных игр для детей», Д.Силберг.

Пальчиковые игры: «Поросята» в сб. «Пять поросят»,

Е. и С. Железновы. «Стайка», «Ладошки», в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.

Озвучивание сказок и игра на музыкальных и шумовых инструментах «Репка» - народная сказка.

«Музыкальный домик» - в кн. «Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников»;

Музыка для слушания и творческих заданий «Аквариум», К.Сен-Санс. «Октябрь» - «Времена года», П.Чайковский. «Курочка и цыплята», Е.Тиличеева. «Грустная песенка», Г.Свиридов. Сюиты (фрагменты) G, d; И.С. Бах, и др.

«Осенний дождь», «В лесу», А.Гедике. «В пещере горного короля», Э. Григ;

Зимние забавы

Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка «Мороз», «Волк» в сб. «Аэробика», «Забавные уроки» - Е., С. Железновы.

Д.Верди, «Марш» из оперы «Трубадур»;

«Часы», «Едем-едем…» - в сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова.

«Да, да, да!», Е.Тиличеева.

Гимнастика

Комплексы «Зимняя прогулка» в сб. «Игровая гимнастика», Е., С. Железновы.

«Собери кубики», «Ходим по скамеечке» и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет»,И.Красикова

Мелкая моторика

«Сорока-ворона», народная потешка в сб. «Ладушки», О.Крупенчук. «Играем на дудочке», народная попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб. «Логоритмика в детском саду», М.Гоголева. «Сортируем пуговки», из сб.«300 3-минутных игр для детей»,

Д.Силберг.

Озвучивание сказок и игра на музыкальных и шумовых инструментах «Зима в лесу»

Народная сказка, сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы.

«Дождик», обр. Ю.Слонова в сб. «Музыка в детском саду: старшая группа»,

Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова.

Музыка для слушания и творческих заданий «Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах.

«Прогулка», М.Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и Мяу-мяу»,

Е.,С.Железновы. «На тройке» - «Времена года», П.Чайковский, и др.

«Калинка», «Коробейники» - народные плясовые мелодии.

Весна -Красна

Ритмика, моторика, подвижные игры,

разминка «Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки», О.Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова.

«Солнышко сияет», М.Чарная.

«Воробей», русская народная мелодия.

Гимнастика

Комплекс «Воробушки», - в сб. «Игровая гимнастика», Е., С.Железновы.

«Часики», «Клубочек», и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет»,

И.Красикова

Мелкая моторика

Игры - шнуровки (М.Монтессори).

Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка», «Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика:

гимнастика для пальчиков», Т.Ткаченко. «Весёлые гуси» - народная попевка.

«Логоритмика», О.Новиковская.

Озвучивание сказок, игра

на музыкальных и шумовых инструментах «Два барана» - народная сказка.

«Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы. «Бубен и

погремушка», сб. «Музыка в детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина,

И.Дзержинская, Л.Комиссарова.

Музыка для слушания и творческих заданий «Куй, куй, ковалёк», в сб.«Азбука-

потешка» - С.Железнов. «Приди, весна, скорее», В.А.Моцарт. «Смелый наездник», Р.Шуман.

«Танец эльфов»», Э.Григ. «Птичий двор», М.Мусоргский. «Ой, лопнул обруч»,

«Рябина» - народные мелодии.

Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка «Танец червяков», - в сб. «Аэробика для малышей», Е., С. Железновы.

«Кот и мышь», в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. «Кружись-кружись» -

«Весёлые уроки», Е., С. Железновы. «Барабан», Г.Фрид.

Гимнастика

Комплекс «Поплаваем», - из сб. «Игровая гимнастика», Е., С.Железновы.

«Маятник», и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет»,И.Красикова

Мелкая моторика. Упражнения с мозаикой: «Солнышко», в кн. «Когда ребёнок

сводит вас с ума», Ле Шан.

Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», в сб. «Песенки и игры с пальчиками», Е.и С.Железновы. «Посчитаем пальчики», «Раз-два-три» - народные игры-потешки.

Озвучивание сказок, игра на музыкальных и шумовых инструментах «Лисичка-сестричка и скалочка» - народные сказки;

«День рождения», сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы. «Дождик»,

югославская народная мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.

Музыка для слушания и творческих заданий «Шопен», «Кьярина», Р.Шуман;

народные мелодии - «Я на горку шла…» и др. «Мишка», Е.Тиличеева. «Из глубин души взываю к тебе, Господь», И.С. Бах. «Вальс цветов», П.Чайковский. «Мельник и ручей», Ф.Шуберт.

Примерный план занятия

1. Вводный блок:

Приветствие, разминка

2. Основная часть:

Гимнастика для АР-аппарата, распевки,

Пальчиковая гимнастика и игры,

Упражнение для развития общей моторики,

Ритмические упражнения, музицирование,

Музыкально-ритмические игры.

3. Заключительный блок:

Заключительная разминка,

Итоги занятия,

Поощрительный момент. 2-3мин

5. Методическое обеспечение программы

Использование наглядного материала:

1. Иллюстрации и репродукции.

2. Малые скульптурные формы.

3. Дидактический материал.

4. Игровые атрибуты.

5. Музыкальные инструменты.

6. Аудио - видеоматериалы.

7. Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие

костюмы).

8. Коврики для проведения релаксации.

9. Техническое оснащение занятий.

6. Результаты обучения по программе. Формы текущего и итогового

контроля

Навыки и умения, формируемые за период обучения.

К концу обучения дети должны уметь:

Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в

музыкально-образных играх и гимнастике (родители должны воздействовать на ребёнка словами, жестами и т.п., помогая ему выполнять задания).

Определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками,

жестами) характер музыки или музыкального персонажа.

Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая

педагогу.

Понимать сущность заданий.

Общаться в диалоге с педагогом (родителем).

Проявлять знание последовательности движений, (даже если это повтор за

педагогом) - слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

Стараться произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом (мамой).

Знать и стараться выполнять пальчиковые фигуры с помощью направляющих

движений родителей.

Уметь извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках; знать их

названия и тембры.

Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников

1. Вводная диагностика - сентябрь.

2. Итоговая диагностика - май.

Тесты для проведения диагностического обследования:

Обследование музыкальных способностей.

1. Выявление качества певческих умений.

2. Выявление качества музыкально-ритмических движений.

3. Выявление уровня ритмического слуха:

Обследование неречевых психических функций.

1. Обследование слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек;

Определение направления звука;

Восприятие и воспроизведение ритма.

2. Обследование восприятия пространственных представлений и наглядно-

образного мышления:

Ориентировка в пространстве;

Ориентировка в схеме собственного тела.

Обследование состояния моторной сферы.

1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп,

активность, координация движений).

2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к

переключению, наличие леворукости).

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений,

точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность

движений глазных яблок).

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений,

тонус, объём, способность к переключению, замены):

Движения нижней челюсти;

Движения губ;

Движения языка.

Обследование состояния экспрессивной речи.

Объём дыхания;

Продолжительность речевого выдоха;

2. Особенности динамической стороны речи: - темп; - ритм; - паузация;

Употребление основных видов интонации.

Список литературы

1. Список методической литературы

1. Баркан. А.И., Ребёнок в детском саду; - М, 2003

2. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов

дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985

3. Дмитриева. Н.А., Как разработать программу дополнительного образования

детей в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие для

руководителей и педагогов ДОУ; - Тюмень, 2004

4. Захаровская. А.Б., Садретникова. Г.Ф., Профилактика, раннее выявление и

преодоление недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Методические

5. Крапухин. А.В., Шаховская. С.Н., Ишимова. О.А., Учись думать и говорить:

6. Коноваленко. В.В., Коноваленко. С.В., Фронтальные логопедические

7. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: Методическое пособие;

8. Оганесяс. А.К., Логоритмика; - М.С.Г.И, 2000

9. Петрова. В., Музыкальные занятия с малышами; - М, 1987

10. Полишко. Е.Д., Гордеева. Т.В., Развитие и коррекция речи: Методическое и

практическое пособие для логопедов; - М, 2003

11. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием речи; - М, 1996

12. Субботский. Е.В., Особое мышление дошкольника; - М, 2002

13. Тимофеева. Е.Ю., Чернова. Е.И., Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006

14. Тумакова. Г.А., Ознакомление дошкольников со звучащим словом:

Методическое пособие для логопедов; / ред. Ф.А.Сохина; - М, 1991

15. Фомичева. М.Ф., Учите детей говорить правильно: Методические

16. Шашекина. Г.Р., Логоритмика; - М, Владос, 2005

17. Чижова. Е., Рисуем и рассказываем / сер. Развивающие методики; - М, 2005

2. Список музыкальной литературы

1. Боромыкова. Т., Музыкальная коррекция речи; - М, 2003

2. Вейс. П. Ступеньки в музыку; - М, 1982

3. Ветлугина. Н., Дзержинская. И., Комиссарова. Л, Музыка в детском саду;

4. Гаврищева. Л.Б., Нищева. Н.В, Логопедические распевки, музыкальная

5. пальчиковая гимнастика и подвижные игры; - СПб, 2005

6. Гоголева. М. Ю., Логоритмика в детском саду; - Ярославль, 2006

7. Картушина. М.Ю. Конспекты логоритмических занятий; - М, 2005

8. Макшанцева. Е.Д., Музыкальные забавы; - М, 1991

9. Макшанцева. Е.Д., Скворушка: Музыкально - речевые игры; - М, 1993

10. Михайлова. М.А., Воронина. Н.В., Танцы, игры, упражнения для красивого

движения: Методическое пособие для музыкальных работников; - Ярославль,

Академия Холдинг, 2000

11. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: практическое

пособие; - М, 2005

12. Франио. Г., Лифиц. И., Методическое пособие по ритмике; - М, 1995

13. Чибрикова - Луговская. Е.А., Ритмика: Методическое пособие; - М, 2001

14. Хрестоматия для фортепиано в ДМШ, вып.7; -М, 1993

15. ХТК, И.С.Бах.

16. Шуберт. Ф., Прекрасная мельничиха, - М, 2001

17. Шуман. Р., Альбом для юношества; - М, 1984

18. Шуман. Р., Карнавал, - М, 2001

3. Список практической литературы для пальчиковых, речевых и подвижных игр

1. Алябьева.Е.А., Логоритмические упражнения без музыкального

сопровождения; - М, 2005;

2. Бортникова. Е., Чудо-обучайка: Моторика / сер. Учись, играя;

Екатеринбург, Литур, 2005

3. Крупенчук. О.И., Ладушки: Пальчиковые игры для малышей; - СПб, 2005

4. Лопухина. И.С., Логопедия: Речь, Ритм, Движение; - СПб, 2006

5. Ле Шан; Когда ребёнок сводит вас с ума; - М, 1999

6. Самойленко. Е.К., Дидактические игры в детском саду: Методическое

пособие для воспитателей; - Л, 1984

7. Соколова. Ю., Пальчиковые игры / сер. Божья коровка; - М, 2005

8. Соколова. Ю., Моторика / сер. Божья коровка; - М., 2005

9. Соколова. Ю., Речь и моторика / сер. Божья коровка; - М, 2005

10. Силберг. Д., 300 трёхминутных развивающих игр для детей

от 2 до 5 лет; - Минск, Попурри, 2006

11. Ткаченко. Т., Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков; - М, 2005

12. Ткаченко. Т., Пальчиковые игры и гимнастика; - М, 2005

13. Тимофеева. Е. Ю., Чернова. Е.И., Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006

14. Фельдчер. Ш, Либерман. С., 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет;

Серия компакт-дисков для общего развития детей от 0 до 7 лет: «Мамины

уроки», «Песенки-инсценировки», «Аэробика», «Азбука - потешка», «Весёлые

уроки», «Катенька и кот», «Игровая гимнастика», «Гимнастика для малышей»,

«Абсолютный слух», «Золотые ворота», «Ёлка», «Наш оркестр», «Горелки»,

«Песенки и игры с пальчиками» №1, №2, «Игры для здоровья», «Сказочки -

шумелки», «Ав - ав и мяу - мяу», «Музыкальный зоопарк», «Пять поросят», «Топ - топ»; Е.и С.Железновы; компания ДОМ: Развивалки.ru.

Серия КЛАССИКА: К.Сен-Санс, «Карнавал животных»;

«В.Моцарт.200% классической музыки: Симфонии, сонаты, концерты»;

П.Чайковский «Времена года», «Детский альбом» - циклы фортепианных миниатюр;

Э.Григ, «Симфонические сюиты»;

«Симфонии Й.Гайдна от А до Я»;

Сборник CD «Энциклопедия органной музыки»;

Сборник CD «Золотая коллекция: И.С.Бах»

CD «Учимся петь, играя» - русские народные и авторские песни С.Коротаевой,

Ю.Слонова, Н.Суховой, И.Конвенан, М.Парцхаладзе.

Приложение

Логоритмические упражнения

1. Дождик

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом и прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

2. Листья

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

3. Осенью

Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают

вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

4. За грибами

Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Рыжики срывали. Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала. грибы.

Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой ногой.

Мухомор раздавил.

Н. Нищева

5. Садовник

Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.

Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз.

Известью, белилами.

Починили мы забор, Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок. Ведут

-Ты скажи, Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

-Дам в награду На каждое название фруктов загибают

Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках, начиная, с больших.

Груш медовых, Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

6. Овощи

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

7. Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум! игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он, Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум! месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

8. Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук. столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, Хватательные движения обеими руками.

Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.

И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.

Н. Нищева

9. За малиной

За малиной в лес пойдем, Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.

Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.

А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя, Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка-мал инка.

Русская народная песня

10. По ягоды

Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держа руки на поясе.

Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не

сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять, Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не

сгибая колен.

В. Волина

МИШКА КОСОЛАПЫЙ

Мишка косолапый по лесу идет,

(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)

Шишки собирает,

Песенки поет.

(Приседаем - собираем шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою - топ! (Топаем ногой)

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ

Зайчик серенький сидит

(Сидим, как зайчик)

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

(Шевелим ушками-ладошками)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

(Прыгаем, как зайчик)

ЗАЙКИ

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

(Бежим на месте)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Поднимаем ладошки к голове - показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок,

(Приседаем)

Роют лапкой корешок.

(Показываем ручкой, как роют зайки)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Снова поднимаем ладошки к голове - показываем «ушки»)

Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно.

Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками

вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки.

Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по

логоритмике "Ладошки".

ЛАДОШКИ

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)

Часто умываемся,

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать

капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и

понятны малышу.

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим!

(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз -

если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы - большой, указательный и

средний - собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг

о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в

стороны, то собираем в кулак)

- Вот какие мы молодцы - приготовили капустку!

ЦВЕТЫ

Наши красные цветки

(Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем

ковшиком)

Распускают лепестки.

(Пальцы расставляем в стороны)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Шевелим пальчиками)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

(Снова соединяем пальчики в «бутон»)

Головками качают,

(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)

И тихо засыпают.

(оединенные кисти рук подкладываем под голову)

МАШИНА

Би-би-би -

Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук -

Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу -

Они шуршат.

(Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та -

Вперед спешат.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

ДОЖДИК

Майский вдруг закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

(Ритмично щелкаем пальцами рук)

И по лужам ты идешь.

Так-так-так-так.

(Ритмично притопываем)

Ветер шелестит листвой.

Ш-ш-ш-ш.

(Ритмично потираем ладонь о ладонь)

Спрятал кудри под травой.

Тш-тш-тш-тш.

(Ритмично потираем ладонями о колени)

Дождь сильнее застучал.

Тук-тук-тук-тук.

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

(Хлопаем в ладоши)

ЛУЖИ

Шлеп-шлеп-шлеп —

Иду по лужам.

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)

Хлюп-хлюп-хлюп —

Вода в ботинках.

(Притопываем ногами)

Кап-кап-кап —

Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением

рук сверху вниз)

Оп-оп-оп —

Вода по спинке.

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)

Буль-буль-буль —

Упала шапка.

(Приседаем)

Ой-ой-ой, кругом вода.

(Кружимся)

Да-да-да, себя так жалко.

(Киваем головой)

Одевайтесь в дождь всегда!

ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачиваем руками вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(Потираем щеки)

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

(Постукиваем пальцем по носу)

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

НЕПОСЛУШНАЯ НЕВАЛЯШКА

Кукла неваляшка встала, не лежит.

Сильно раскачалась, весело звенит.

(Ритмично покачиваемся из стороны в сторону)

Дили-дили-дили-дон -

Раздается всюду звон.

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.

Слышен Лены громкий плач.

(Качаем «куклу» на руках)

Неваляшка все не спит,

Не ложится, не сидит.

(Делаем наклоны туловища вперед)

Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Закрутилась вдруг волчком.

(Кружимся)

Лена плакать перестала

И сама качаться стала.

(Хлопаем в ладоши)

Игра «Гоп-гоп»

Ребенок сидит на коленях к вам лицом. Подбрасывайте его в разном ритме.

Гоп-гоп, гоп-гоп,

Конь пошел в галоп.

Подбрасываем ребенка размеренно, в ритме слов (8 раз).

Напою коня лихого,

Сам прибью ему подкову.

Подбрасываем на каждый слог (16 раз).

Гоп-гоп, гоп-гоп,

Конь пошел в галоп.

Ритм такой же, как и в начале.

Игра «Паровоз»

Ребенок сидит на коленях лицом к взрослому.

Берем его ручки в свои. Делаем движения взад-вперед, подражая паровозу, легонько

подбрасываем на коленях.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

Так-так-так-так.

Медленно двигаем ручками.

Все колесики стучат.

Так-так-так, так-так-так.

Паровоз идет потише,

Быстро двигаем ручками на каждый ударный слог.

Остановка значит ближе.

Движения замедляются.

Ду-ду! Ду-ду!

Поднимаем одну ручку ребенка вверх. Делаем короткие движения вверх-вниз.

Стоп!

Ручки опускаются.

Игра «Деревцо»

Дует ветер нам в лицо.

Махать руками ребенка ладошками к себе.

Закачалось деревцо.

Поднять ручки ребенка вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Ветерок всё тише-тише,

Плавно опустить руки ребенка.

Деревцо всё выше-выше.

Поднять ручки малыша и потянуть легонько вверх.

Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет

Мышки

Вышли мышки как-то раз(шагают)

Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири.

(движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут)

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)

Вот так, вот так

И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать. (прыгает)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать. (2 раза)

Волк зайчишку испугал.

Зайка прыг и убежал.

Капуста

Мы капусту рубим - рубим,

(ударяем ребрами ладоней об стол)

Мы капусту солим - солим,

("солим" щепотками обеих рук)

Мы капусту трем - трем,

(потираем ладошки)

Мы капусту жмем - жмем.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Ножки, ножки бежали по дорожке. (просто побегать)

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок.

(прыгать на двух ногах, а на последних словах присесть на корточки и повернуться

то в одну, то в другую сторону, будто ищешь сапожок)

Где же наши ручки?

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои?

(прячем руки за спину)

Покажитесь мне опять!

(показываем руки)

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои?

(закрываем уши ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять -

Покажитесь мне опять!

(показываем ушки)

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои?

(закрываем глаза ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять -

Покажитесь мне опять!

(показываем глаза)

Шла коза на каблуках

Шла коза на каблуках

В модных красных сапогах

(Идем на носочках)

По дорожке: цок-цок-цок!

Поломала каблучок.

(идем прихрамывая)

Вот коза на одной ножке

Поскакала по дорожке

Прыг-скок, прыг-скок!

(скачем на одной ножке)

Вновь сломала каблучок!

(осторожно падаем на пол)

Вот коза сняла сапожки,

Зашагала по дорожке:

Топ-топ! Топ-топ!

Как легко без каблуков!

(весело шагаем)

Принцесса

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. (ходим по кругу, взявшись за руки)

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся или целуем в щечки, или

здороваемся за руку)

Комары и мошки

Комары и мошки,

Тоненькие ножки

(приплясываем, держа руки на поясе)

Пляшут на дорожке.

Ножками - топ-топ!

(топаем ножками)

Ручками - хлоп-хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Близко ночь-

Улетели прочь!

(машем руками, как крыльями)

Ветерок

Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)

Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)

Ветерок все тише, тише. (приседаем)

Деревцо все выше, выше. (подпрыгиваем вверх)

Мишка с куклой

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри.

И в ладоши громко хлопают,

Громко хлопают - раз, два, три!

Мишке весело, мишке весело,

Вертит мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой как весело, ой-ой-ой!

Мы попробуем эту полечку,

Эту полечку станцевать.

Разве можем мы, разве можем мы,

Разве можем мы отставать!

Мишке весело, мишке весело,

Вертит мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой как весело, ой-ой-ой!

, Коррекционная педагогика

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности.

Психическое развитие малыша не происходит само по себе по мере роста ребёнка. Для того, чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.

Для родителей и всех специалистов, работающих с детьмис 1 года до 2лет, предлагаю эффективную форму коррекционно-развивающей работы интегрированные занятия, объединяющие работу логопеда, воспитателя и музыкального руководителя (цикл занятий “Логоритмика с пелёнок”). Реализация данного цикла осуществлялась в условиях Чайковского дома ребёнка с детьми в возрасте с 1 года до 2 лет имеющих развитие, соответствующие норме, так и с детьми, имеющих задержку психо-речевого развития.

Новизна данной системы работы заключается в попытке систематизировать коррекционно-развивающую работу данных специалистов с целью поэтапного формирования основ речевого и сенсомоторного развития малышей в норме, так и имеющих какие-либо проблемы развития.

Целью занятий является создание условий для развития эмоционального, социального, речевого и интеллектуального потенциала ребёнка. Формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии (если такие имеются).

Система разработанных занятий решает следующие задачи: диагностические, коррекционно-развивающие, образовательные. Диагностические задачи – включают в себя комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребёнка, на основе которого разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка. Комплексное обследование детей с 1-го года до 2-х лет проводится по “Методике диагностики нервно-психического развития детей” под редакцией профессора В.А.Доскина. Коррекционно-развивающие задачи – направлены на развитие компенсаторных возможностей психики и деятельности проблемного ребёнка, на преодоление первичных и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Образовательные задачи – включают развитие познавательной активности детей, формирование видов деятельности, характерных для детей 2-го года жизни. Цикл интегрированных занятий для детей с 1-го года до 2-х лет был назван “Логоритмика с пелёнок”.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, основанная на использовании связи слова, музыки и движения.

Цель логоритмических занятий для детей раннего возраста – стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и двигательных функций как основы формирования и развития речи. На логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе специалистов, занимающихся развивающей и коррекционной работой: учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя.

В структуру интегрированных занятий с детьми с 1-го года до 2-х лет включаются элементы логоритмики. Практика показала, что такие виды упражнений как упражнения, регулирующие мышечный тонус, развивающие внимание (слуховое, зрительное), мелкую моторику, координацию движений и другие хорошо осваиваются детьми раннего возраста.

Многие виды упражнений интегрированного занятия (вводное упражнение; упражнение на установление эмоционального контакта взрослого с ребёнком; упражнение, регулирующее мышечный тонус; упражнение на развитие мелкой моторики; упражнения на релаксацию и др.) проводятся под музыкальное сопровождение. Совместно с музыкальным руководителем идёт подбор музыкального оформления занятия. Для детей раннего возраста используем как классическую, так и народную музыку.

Музыкальное воздействие способствует улучшению настроения, снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет малышей, формирует чувство темп и ритма.

Количество детей на одном занятии – не более пяти, предполагает работу в парах: взрослый – ребёнок. Занятие проводят учитель– логопед, музыкальный руководитель. Помогают проводить занятия воспитатели. Активное участие на занятиях так же принимают родители, с ними предварительно проводятся теоретические и практические консультации.

Продолжительность занятий 10–15 минут.

Структура логоритмического занятия с детьми в возрасте с 1-го года до 2-х лет включает: вводное упражнение (ходьба); упражнение на установление эмоционального контакта взрослого с ребёнком; упражнение, регулирующее мышечный тонус; упражнение на развитие координации слова с движением; упражнение на развитие мелкой моторики; упражнение на выработку зрительно-слухового внимания; упражнения на развитие речи (активной и пассивной); игру – забаву с игрушкой; упражнения на развитие предметно-манипулятивной деятельности; танец; заключительное упражнение (релаксация).

Цикл “Логоритмика с пелёнок” состоит из 9-ти занятий: “Куколка Катюшка”, “Зайчик”, “Мишка косолапый”, “Белочка”, “Птичка”, “Собачка”, “Лошадка”, “Кошечка”, “Курочка”. Каждое занятие проводится в течение месяца 2 раза в неделю. Тематическая основа занятия не меняется. Рекомендуется менять дидактическое оборудование и речевой материал каждую неделю (по возможности). Например, тема “Лошадка”. На занятиях используются большая и маленькая игрушки лошадки, пластмассовая и мягкая игрушки лошадки, лошадка – качалка и т.п. Также меняются речевое и музыкальное оформление занятия.

Реализация цикла “Логоритмика с пелёнок” для детей с 1-го года до 2-х лет показала эффективность применения данных занятий. Итоговая диагностика позволяет сделать вывод: уровень психо-речевого развития детей, в результате коррекционно-развивающей работы, увеличился по всем основным линиям развития (в среднем на 2 эпикризных срока). Это позволяет включать данный цикл в систему коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми возможностями здоровья, внедрять в практику работы специалистов, занимающихся с детьми раннего возраста. И, безусловно, эти занятия будут интересны родителям.

Приведу пример интегрированного занятия для детей с 1-го года до 2-х лет.

Тема: Куколка Катюшка.

Задачи:

– стимулировать эмоциональное общение;
– развивать зрительное, слуховое внимания;
– развивать активную речь на основе подражательной деятельности;
– развивать понимание речи в каждой конкретной ситуации;
– развивать предметно-манипулятивную деятельность;
– развивать общую, мелкую моторику.

Оборудование:

– погремушки по количеству детей + 1шт. логопеду;
– куколки (высота 15–20 см) по количеству детей + 1шт. логопеду.

Ход занятия

1. Вводное упражнение (ходьба). Взрослые с детьми входят в музыкальный зал. Упражнение “Научились мы ходить” (сл. и муз. Е. Макшанцевой).

Научились мы ходить,
Ножки поднимаем. (Педагог держит ребёнка за руки, ходит с ним по залу.)
Вот как наши малыши
Весело шагают!

2. Упражнение на установление эмоционального контакта. Дети сидят на стульчиках, взрослые напротив детей.

Упражнение “Ладошечка” (рус.нар.песня “Я на горку шла”).

Дай ладошечку, моя крошечка, (Взрослый гладит руку ребёнка.)
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку, моя крошечка, (Ребёнок гладит руку взрослого.)
Ты погладь меня по ладошечке.

3. Упражнение, регулирующее мышечный тонус “Зарядка” (муз. Е. Теличеевой. Сборник “Музыка в детском саду”, выпуск 2).

Ножками затопали топ – топ – топ, (Движения выполняются согласно.)
Ручками захлопали хлоп – хлоп – хлоп, (Текста, взрослые помогают детям.)
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашку съели.

4. Упражнение на развитие координации слова с движением. Педагоги манипулируют детьми, затем дети самостоятельно выполняют упражнения. Упражнение “Прилетели гули”(рус.нар.мелодия).

Ай, люли – люли (Дети машут руками, имитируя взмахи птиц.)
Прилетели гули!
Прилетели, прилетели, (Ручки опускаются на голову ребёнка.)
На головку сели! (Повтор упражнения 2–3 раза).

5. Упражнение на развитие мелкой моторики “Осенний букет”.

1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать! (Загибаем каждый палец ребёнка в кулачёк, разгибаем и разминаем каждый пальчик от основания до ногтя, начиная с мизинца.)
Листья берёзы, листья рябины
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём –
Маме осенний букет принесём! (Показываем ладошку (выполняем упражнение с правой и левой рукой.).)

6. Упражнение на развитие зрительного внимания “Кукла Катя”.

К нам пришла в нарядном платье (Логопед показывает куклу, рассматривает.)
С белым бантом кукла Катя. (Её, показывает как она ходит, бегает и т.п.)

7. Игра с куклой. Р.н.м. “Баю-баю”.

Баю-баю, куколку качаю, (Дети убаюкивают куколок.)
Баю-баю, куколку качаю. (Педагоги помогают Р.н.м. “Светит месяц”.)
Вот как кукла Катя пляшет, (Дети выполняют танцевальные.)
И ребяткам ручкой машет. (Движения с куклой (упражнение повторяется 2 раза).)

8. Танец “Ай – да” (рус.нар.мелодия в обработке В. Попатенко). Взрослые с детьми выходят в центр музыкального зала, вместе танцуют для куколок танец.

9. Упражнение на выработку слухового внимания “Погремушечка звенит”. Развитие активной речи на основе подражательной деятельности.

Куколка Катюшка Принесла ребяткам погремушки. (Логопед звенит погремушкой.)
Погремушечка звенит и ребяток веселит: (Громко-тихо, играет быстро-медленно.)
Та-та-та-та……. (Чётко произносит слоги в разном темпе и ритме, обращает внимание детей на произношение слогов.)

10. Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Упражнение “Погремушечка” (муз. Раухвергера, сборник “Музыка в детском саду”, выпуск 1) – логопед под музыку играет на погремушке, соблюдая темп и ритм музыки; – педагоги вместе с детьми повторяют упражнение.

11. Заключительное релаксационное упражнение. Дети сидят на коленях у взрослых слушают музыку Шуберта “Аве, Мария”. Дети держат кукол в руках, прижимают их к себе.

Читайте также: