Как валять кукол иглами. Формирование головы куклы (сухое валяние) Валяние из шерсти кукла

Фотографии фей, сделанных из шерсти многие из вас, наверняка видели уже не раз в интернете. Они такие милые, нежные, воздушные и сказочные. Несмотря на то, что таких куколок уже великое множество, все же они отличаются друг от друга. Вы удивитесь, как легко сделать такую игрушку своими руками. По опыту проведения мастер-классов, могу сказать, что даже если вы новичок, незнакомый с валянием, на ее изготовление у вас уйдет не более 3-х часов. Никаких особых навыков не нужно, важно нужно только понять по какому принципу делаются подобные куколки. Немного фантазии и вы сделаете свою, неповторимую фею.

Для работы вам понадобятся:

  • Шерсть для валяния: белая, бежевая, розовая, рыжая, светло-зеленая и темно-зеленая
  • Иглы для валяния: № 36, 38 и №40
  • Губка для валяния
  • Проволока тонкая медная
  • Игла швейная
  • Игла для вышивания бисером
  • Ножницы
  • Золотой шнурочек
  • Металлизированные нити золотого и серебряного цвета
  • Нить обычная хлопковая черная
  • Бисер золотой, серебряный, черный
  • Клей прозрачный «Момент. Кристалл»
  • Цветочки бумажные для скрапбукинга

Итак, начнем!

Для начала нам нужно свалять шарик. Отрываем кусочек от гребенной ленты бежевого цвета, скручиваем его и придаем форму шара.

Кладем получившуюся форму на щеточку и начинаем валять иглой № 36, равномерно переворачивая шар из стороны в сторону.
Валяем шарик

Теперь берем медную проволоку и делаем из нее каркас для куколки.

Далее, точно таким же способом, каким мы придавали форму шарику – делаем туловище овальной формы. Его необязательно плотно проваливать. Можно работать только грубой иглой № 36. Туловище по размеру должно соответствовать тельцу из каркаса.

Теперь обмотаем каркас шерстью. Начнем с шеи куклы. Для этого оторвем тонкую полосочку шерсти от гребенной ленты бежевого цвета, промажем медную проволоку клеем и оборачиваем ее шерстью. Обязательно надо оставить сверху «штырек» торчащей проволоки, на него будет крепиться голова куколки.

Вставляем в серединку свалянное туловище, отрываем тонкие полосочки от гребенной ленты бежевого цвета и обматываем каркас так, чтобы проволоки видно не было, приваливаем шерсть к туловищу иглой №38.

Теперь белой шерстью обматываем руки кукле. Для этого отрываем тонкую полосочку белой шерсти и приваливаем ее к туловищу, далее обмазываем клеем проволоку и обматываем руки шерстью дважды, оставшийся кончик снова приваливаем к туловищу.

Теперь приклеим голову куколки к каркасу. Для этого в свалянном шарике проделайте отверстие ножницами. Сам штырек намажьте клеем, насадите на него голову и прижмите пальцами ее к плечам. Подождите минуту, дайте клею засохнуть. Проверьте, крепко ли держится голова куклы на каркасе.

Наша заготовка куколки готова. Сразу же пришейте глазки-бисеренки, закрепляя узел на затылке и выводя нитку туда же (ниток видно не будет за приваленными волосами).

Отрежьте кусок розовой гребенной ленты, сложите его пополам и примерьте к кукленку. Это наше будущее платье. Коротким и тонким оно быть не должно, лучше пусть будет длинным и пышным (все равно часть шерсти «выщипается» при расчесывании). Теперь снова разверните, разгладьте руками и проделайте в середине отверстие.

Одеваем платье. Вот, что у нас должно получиться.

Берем золотой шнурок, применяя пальцами платье, загнув сбоку края – перевязываем и делаем на обратной стороне узел, но не такой крепкий (не забудьте оставить «хвостики» длинной 6-7 см.). Обвязывать мы будем платье крест-накрест, и, надо учитывать, что под шнурок с внешней стороны нам нужно будет продеть шнур, завязанный нами ранее на спине.

Сделав так дважды, уведите остатки шнура назад и завяжите узлом на спине. Лишние концы можно обрезать, а можно завязать бант.

Вот, что у нас должно получиться в результате:

Теперь приваливаем волосы к голове. Тут уж, насколько вашей фантазии хватит (хотите, чтобы они были длиннее или короче), отрываете двумя пальчиками объемный кусочек шерсти рыжего цвета от шерсти, ровно расположите его на голове и приваливайте легонечко к теменной части, закрепите волосы двумя-тремя проколами в той части, где у куклы должны быть уши.

Далее аккуратно натяните верхнюю прядку снова на теменную часть и снова, уже сильнее приваляйте (чтобы волосы смотрелись объемнее), сбоку снова, и тоже сильнее сделайте несколько проколов двигаясь от нижней части к затылочной.

Переверните куклу лицом вниз, «подберите» оставшиеся локоны и ровно посередине, двигаясь от затылка приваляйте до конца головки. Пряди сложите одну на другую и приваляйте к голове. У вас должна быть пышная макушечка, на которой будет держаться венок.

Веночек делается очень легко, берете несколько оттенков шерсти зеленого цвета, скручиваете жгут, обматываете голову и фиксируете жгут сильными проколами в трех местах. Оставшиеся «дырочки» от проколов «закрываете» бумажными цветочками.

Теперь осталось дело за малым. Украсить платье нашей куколке. Приготовим золотую нить и бисер (золотой и серебристый).

Вдеваем нить в иглу для бисероплетения. Закрепляем узелком нить сзади куколки, продеваем под золотым шнуром. Одеваем сверху-вниз поочередно золотые и серебряные бисерины и закрепляем их узлом. Лишнюю часть отрезаем. И так три раза.

Вот что у нас получилось в результате:

Дорогие друзья! Я надеюсь, я не слишком сумбурно объяснила и вам все понятно. Если есть какие-то дополнения, замечания, пожелания, советы. Пишите! Всем буду рада!

Желаю вам творческих успехов.

Картинки кликабельны при наведении "мышки"

Шерсть + иголки = причёска

Итак, обещанный МК по причёске. Потребуется:
- лысая кукла
- шерсть для валяния (она же топс, она же гребенная лента)
- игля для валяния 1-3 шт

Для начала подберём цвет волос. Я кладу куклу, на неё -материал для платья и начинаю "примерять" разные цвета шерсти. Определившись с цветом, прикидываю варианты причёски. Вот как-то так...

Шерсть у меня Семёновская, 100-граммовая упаковка. Это не принципиально абсолютно. Иглы фирмы Гамма, толстые, это для данного процесса тоже не принципиально. Привалять шерсть к кукольной голове можно и средними, и тонкими иглами.
Гребенную ленту распределям равномерно широкой полосой.

Укладываем на голову куколки, длинными концами на лицо, а срезом - к затылку. Я стараюсь растянуть грбенную ленту от уха до уха единым слоем. Начинаю приваливать, отступив от среза шерсти 2-3 см. Кукла при этом смотрит хитро:)))

После этого откидываю шерсть назад и проверяю линию "роста волос". В данном случае она меня не устроила, слишком близко к затылку:

Поэтому снова опускаю волосы куклы вниз и проваливаю вторую линию, ближе к личику. И снова проверяем, что получилось. На фото слева видно, что иглы у меня спаянные.... позо-позор, конечно! Но в свободной продаже иголочки для валяния бывают редко, и вот, сломав последние, я впала в уныние. А Юра взял и починил. И нормально всё функционирует:))) Голь, как говорится, на выдумку хитра!

Вот теперь мне нравится! Точно так же распределив гребенную ленту широкой полосой, приваливаем её снизу, замыкая круг. На фото наша девочка похожа на Ильича с лысинкой посередине:)))

В принципе, если у вас нет игл для валяния, все эти процедуры можно проделать, просто пришив шерсть нитками в тон или же мононитью. В этом случае нелишним будет промазать шов прозрачным клеем типа "Момент-Кристалл".
Я же, крепко приваляв волосы, начинаю формировать причёску. Поднимаю сзади к затылку и закрепляю в намеченной точке опять же с помощью игл.

Теперь верх головы. Я решила под основную массу волос подложить мягкий валик из шерсти для объёма. Это единственный момент, который я забыла снять.

Волосы, собранные на затылке, закручиваю и приваливаю. По нижней линии роста волос прохожусь дополнительно иглами, выравнивая огрехи и убирая излишний объём.

Взглянув на итог, я пришла к выводу, что мне хочется немножко оттенить волосы шерстью иного цвета. Добавила несколько прядок.

Решила рассказать о тех нескольких китах, на которых стоит искусство создания кукольного реалистичного лица,

иными словами — лица, похожего на человеческое.

В моем случае это — валяные куклы (портретные), но принципы, о которых я хочу рассказать,

одинаково подходят и куклам из пластики,и куклам из глины, из дерева, текстильным и так далее.

Тильдоманов и любителей тыквоголовок не касается:) Там — свои киты.

То, что сделано с лицом, без учета важных составляющих, видно сразу.

Смотришь изделия начинающих мастеров, а там — просто Мега-Музей Ученических Ошибок.

Или — демонстрация того, как не нужно делать кукольное лицо.

Как правило, картина рисуется такая: глаза уползли к вискам, лба нет, затылка нет, уши — или оттопыренные как у Чебурашки,

или — прижаты к "уходящему" затылку, в лучшем случае — скрыты волосами, под носом — либо провал,

либо наоборот — знаменитая верхняя челюсть Конферансье из "Необыкновенного концерта".

Отсюда и появляются фантазийные куклы, когда начинающий творец,

не желая уже возвращаться назад и что-то исправлять,

вдруг решает из этого гуманоида сделать или эльфа или еще кого-нибудь из мира грез.

Из чего бы ни было сотворено неправильно начатое лицо, потом изменить это очень трудно.

Шерсть уваливается, глина пачкается или засыхает, позади — часы работы "в корзину".

Есть довольно жесткие правила, которые нужно научиться соблюдать,

если хочется сделать куклу, валяную, пластиковую, не важно.

Суть в том, что даже если вы хотите сделать невероятно фантазийную куклу,

сделайте ей вначале вполне "человеческое" лицо, а потом включайте фантазию и — вперед.

Остапа может нести в любую сторону, но основа должна быть правильная.

Первое правило создания кукольного лица — Затылок

Для наглядности — фото. Взято из материала, над которым работаю сейчас.

Затылка у куклы, над которой работает начинающий мастер, — всегда мало. Мало вначале, мало — потом.

Возьмите себе за правило. Затылок должен быть и должен быть — достаточным.

Отрезать и подкорректировать в меньшую сторону в начале работы будет проще, чем менять форму головы на финишной стадии.

Второе. На любом лице есть подбородок.

Подбородок. Он есть у всех. Он должен быть и у вашей куклы. В моем случае это конкретный подбородок конкретного человека.

В вашем — тот, который нужен вам. Но он есть всегда! Большой, маленький, любой. Но есть.

Третье. Плоская основа для лица.

Никогда не начинайте делать лицо куклы на полукруглой поверхности. Вам предстоит столько всего на него "нанести"!

Все объемы лица, все выпуклости и выпирающие части нужно делать на плоском лице .

То есть вообще не на лице, а на месте, где потом "вырастет" лицо.

Поэтому, если наша голова, которая пока что выглядит как шарик с подбородком,

на месте лица имеет округлость, уберите эту округлость. Срежьте ее.

Я стараюсь делать голову с плоским лицом изначально, есть масса способов этого достигнуть, но иногда округлость все же имеется.

Тогда я ее просто убираю.

Четвертое правило. Надбровные дуги и нос.

Если у нашей куклы будут глаза, значит у нее должны быть брови.

Конечно, в некоторых случаях брови можно нарисовать прямо на лбу. Персонаж аниме, например…

Но мы же говорим о куклах, похожих на людей. Значит должно быть надбровие.

Тогда нам значительно проще будет "спланировать глаза" и посадить их на нужную глубину. Добро пожаловать, надбровные дуги!

Каким образом это изобразить на кукольном лице?

Таким же, как вы создаете все выпуклости, в данном случае мы говорим о валяной кукле,

значит берем шерсть, как привыкли, и приваливаем небольшое количество шерсти,

необходимое для воссоздания нужного рельефа.

Что у нас еще выпирает на лице, кроме подбородка и надбровных дуг?

Правильно, нос. Нос, внимание, лучше валять отдельно. А потом привалять к лицу.

Проще изначально сделать нос "приблизительный", а потом уже сформировать желаемую форму.

Нос нам нужен для распределения пропорций. И именно на этой стадии. Когда еще нет ни рта, ни глаз.

Пятое — уши!

Уши должны быть тоже похожи на человеческие. Высший пилотаж — сделать ухо в стиле Стефани Метц, можете порезвиться. :)

Но уха у куклы два, плюс все остальное, что предстоит осилить. У всех разные задачи.

Я предпочитаю лишь немного повторить формы человеческого уха, изобразив уши нужного мне персонажа.

Ухо, само по себе, еще не является законченной частью человеческой головы.

Ухо соединяется с головой хрящиком, который видно сзади, его-то и игнорируют начинающие.

Ухо просто лепится к голове, как банный лист к.. (закончите сами). Поэтому, сделав ухо, не поленитесь сделать и его основание.

Так как благодаря этому основанию, потом намного легче будет изобразить на ушной раковине все нужные рельефы.

Сзади это выглядит так.

Шестое — правила изображения глаз.

Глаза реалистичной куклы — это человеческие глаза в миниатюре. Важные правила, которые не всегда помнят,

а иногда — не знают начинающие.

Не поленюсь напомнить так называемое правило Третьего глаза. Между глазами должен помещаться еще один глаз:)

Как бы вас не несло вдохновение, если делаете куклу-человека, соблюдайте это правило.

Начинающие, обычно идут на поводу у собственного потока сознания (все знаю, сама такая была) и размещают глаза,

руководствуясь чем угодно, только не анатомией. Лишним не будет, поэтому напоминаю.

Верхнее веко должно находиться …сверху! Иными словами, нижнее веко должно под него заходить.

Все как у людей. Если сделать и нижнее и верхнее веко на одном уровне, реалистичность будет потеряна,

а вы будете мучиться, что у куклы что-то не так. Это очень важный момент создания "человеческих" глаз.

Седьмое. Не забывайте про скулы.

Из чего бы вы не делали кукольное лицо, если вы пытаетесь изобразить человечка, без скул не обойтись.

Они должны быть видны и в профиль и в полупрофиль и в фас. Согласно вашей задаче, скулы могут быть какие угодно.

Но если вы их не сделаете, лицо не будет реалистичным ни в каком случае.

Восьмое правило. Не торопитесь делать прическу!

И, пожалуй, последнее из важнейших правил удачного изображения человеческого лица в кукле, звучит так —

Прическа, как и одежда — в последнюю очередь .

Невероятно трудно научиться делать кукле нормальный человеческий лоб. Я шла к этому очень долго.

И все потому, что торопилась сделать прическу.

Если прическа сделана, на нее потрачены и материалы и время, понять в итоге, что откровенно "не хватает лба", это почти трагедия.

Поэтому, пока голова полностью не сделана, нужно взять себя в руки, набрать в легкие воздуха и прогнать преждевременные мысли о приделывании паричка. Можно отвлечься на его изготовление, поприкладывать всласть, и все-таки — отложить.

Только после того, как вы убедитесь, что голова полностью готова, можно заняться волосами.

На сегодня все. И я могу гарантировать, что если вы постараетесь соблюсти все вышеописанные правила, вы сможете сделать вполне реалистичную куклу, во всяком случае — ее лицо, и это будет хорошая кукла. Кукла, похожая на человека.

Даже если это будет ваш первенец.

Желаю в Новом году большого вдохновения, ласкового и послушного Пегаса,

чтоб пинал мягко и вовремя, удовольствия от любимого дела и всех благ!

Сначала определяем для себя образ и возраст куклы. Мой выбор-девочка лет 4-5 . Смотрим пропорции куклы вот здесь
Голова составляет 1/5 от роста т.е. 10 см,тогда тело до бедер 20см,ножки до колен 10см, до щиколотки 10см и до ступни 2см. Итак,куколка будет ростом 52см. Скос плеча около 3см, длина ручки около 15см.

Начинаем валять.Раскладываем шерстяное волокно,которое предварительно добросовестно распушим, вот таким образом,фото1 (Уплотнения,видимые белые зерна,- результат не качественного волокна)Работаю со сливером.
>

Отрываем (не режим!) от ленты полоски длиной 15см штук 7 ,хорошо распушив, укладываем их под прямым углом друг к другу как на фото 2 ,а в середину кладем скомканный шарик волокна

Укладываем на шарик концы последнего 7-го слоя. Затем концы 6-го слоя тоже укладываем на шарик поверх только что поднятого 7-го слоя.И так поступаем со всеми слоями распушенного волокна. Это выглядит так

Толстой иглой уплотняем почти воздушный шарик по всей поверхности одиночными тыками иглы. Осторожно, берегите ручки! Получим такую поверхность

Либо на щетке, либо на фетровой подложке приступаем к валянию по всей поверхности,поворачивая шарик.Я советую валять одиночными тыками до самого конечного результата достижения нужного размера головы куклы. Ох, и наломала я игл! Не повторяйте моих ошибок!

Как только шарик уплотнился, наращиваем на него волокно,указанным ранее способом, и повторяем эту процедуру нужное число раз.

Еще наращу объемчик до 22см, т.к. 1см пойдет на шейку и 10см останется на высоту головки куклы. Как ни старайся, а на поверхности шарика образуются, типа нитей, перетяжки

Вот они есть недоброжелатели для иголок! А избавляться от них надо всякий раз когда они видны. Ножницами надсекаем перетяжку и тут же уваливаем это место! Валять можно до понравившейся плотности. Для головы она должна быть максимальной (на мой взгляд).

А теперь смотрим на скульптурное лицо и с помощью все той же иглы уваливаем черты.
Смотрите пропорции лица вот здесь:
http://shkola-igrushki.ru/golova-i-lico-kukli.html

Вполне может случиться, что кто-то захочет обтянуть голову куклы шелком или трикотажем. Прежде необходимо закрепить поверхность, чтобы не утягивать рельеф лица. 1.Salvitose- используется для закрепления щляп и прочих войлочных изделий. Еще сальватозу (произносят и сальвититоза) используют для росписи батика. Разводят ее теплой водой в пропорции 1ч.л. сальвитозы и ½ стакана теплой воды.
2.Жирное молоко. В нем большое содержание казеина (клей)
3.Раствор желатина в пропорции 1ст.ложка желатина и 0.5литра холодной воды. Ждать 40мин., подогреть на малом огне до растворения желатина, помешивая. Не кипятить! Губочкой пропитать поверхность.
4. Акриловый лак, разведенный.
5. Обойный клей.
6.Вискоза в порошке.

СПАСИБО сайту Осинка за информацию по фиксации фетра!!!
Спасибо и сайту http://www.!!!
Если не использовать покрытие, то поверхность надо отшлифовать тонкой иглой. Дырочек не должно остаться, но все же если они есть, пропитайте аккуратно мыльной водичкой поверхность и дырочки закроются.

Основной инструмент валяльщика - иглы для валяния.
Иглы для валяния шерсти - довольно большие. На острых концах игл есть специальные насечки, с помощью которых они рвут шерсть, спутывают ее, совершая возвратно-поступательное движение.
Иными словами вы просто тыкаете иглой в комок шерсти, который находится на какой-то подложке (обычно это или простая губка, поролон или так называемый мат для валяния), и в это время шерсть уплотняется изнутри, значительно уменьшаясь в размерах.
Со стороны процесс сухого валяния выглядит так: мастер стучит иглой по шерсти, создавая из нее материал нужной плотности, а потом нужной формы.
Иглы для валяния шерсти придумали относительно недавно, в основном с древности практиковалось мокрое валяние, то есть формирование из шерсти предметов одежды или обуви с помощью воды и мыла. Самый понятный пример изделия, свалянного по-мокрому - это валенки. А вот иглами массово стали работать с шерстью не так давно. Иглы постоянно совершенствуются, следите за новинками.

Усовершенствованные приспособления для валяния. Например, станочек "Clover".
Это нехитрое приспособление представляет из себя удобный девайс, который позволяет валять сразу несколькими иглами одновременно. Пластмассовая помпочка легко ходит "туда-сюда", в процессе валяния вы совершаете "ударные" действия по шерсти и пробиваете сразу намного больший объем, чем когда вы работаете всего одной иглой. Станочек "Clover" незаменим, когда нужно обработать (свалять) крупную деталь.

Clover - изначально японская фирма, крупнейший производитель товаров для рукоделия. Валяние шерсти очень распространено в Японии, видимо поэтому замечательный помощник валяльщика - станочек Clover родом именно оттуда.

Такой девайс существует в двух видах - на 5 игл и - на 7. Я использую Clover на 5 игл и много лет им довольна. Всегда рекомендую эту "приспособу" своим ученикам. Здорово помогает на начальных этапах, как валяния, так и обучения валянию.


В роли мата для валяния, специальной подложки, у меня выступает пенополистирол, улучшенный пенопласт.
Можно валять на обычной губке, на пороллоне, на мате для валяния, на пенополистироле.
Цель такой подложки - спасти ваши колени от уколов иглой, покрытие вашего стола, если валяете на нем, создать плотную и в то же время довольно твердую поверхность, на которую вы кладете шерсть, предназначенную для последующего валяния. Об пенополистирол и - тем более - губки, не сломаются иглы, если вы пронзите шерсть и игла пройдет дальше.
Пенополистирол можно поискать на строительном рынке, можно пошариться в сарае или хозяственном помещении или в гараже у друзей, которые недавно делали ремонт, можно попросить обломки и обрезки в магазине, а если не заморачиваться очень бюджетными способами, можно просто пойти и купить его в специализированном магазине.
Пенополистирол выгодно отличается от обычного пенопласта тем, что он плотнее пенопласта, не рассыпается от иголочных уколов, долго держит форму, и прослужит вам в качестве мата для валяния шерсти дольше, чем другие материалы.

Валять иглами можно из любой шерсти и даже акрила. Но если вы планируете валять из чистой шерсти, советую брать сразу кардочес. Одна и та же по толщине микрон (тонина) шерсть может продаваться в виде гребенной ленты, а так же - в виде кардочеса (шерстяная вата). Разница в том, что гребенная лента имеет в своем составе длинные волокна шерсти, которые укладываются в своеобразную вытянутую прядь. Кардочес же, кардочесанная шерсть - это те же волокна, но порванные, довольно короткие и сложившиеся в одно большое полотно, рыхлое по своей структуре. Выглядит почти как вата. На просвет - облачко. Для валяния изделий из шерсти иглами, во многих случаях больше подходит шерсть в виде кардочеса. Ответ почему - прост. На изделии не будет видно направлений волокон, и оно быстрее сваляется. Опытные валяльщики, если приходится работать с шерстью в виде гребенной ленты (если только такую удается приобрести) либо рвут ее на мелкие частички руками (занятие утомительное и чревато мозолями) либо покупают себе кардочесальные машины и используют их для превращения ленты в кардочес. Потому что с кардочесом работать проще и эффективней.


Если ваша будущая валяная кукла (игрушка) планируется на каркасе, то для него можно приготовить медную проволоку , обычный кабель из хозяйственного магазина. В качестве наполнения куклы я использую недорогой сливер.
Медная проволока продается в любом хозяйственном магазине или - магазине электроприборов и запчастей к ним.

Чтобы сделать каркас из проволоки для куклы из шерсти или любой другой валяной игрушки, проволоку непременно нужно очистить от изоляции. Тем более это стоит сделать, если речь идет о новичках-валяльщиках. Об изоляцию, пока вы научитесь нормально валять, вы постоянно будете ломать иглы. А иглы - это главные расходники для начинающего. Иглы для валяния не так просто купить и стоят они не дешево.

Поэтому поломки игл на первых этапах валяния, когда вы учитесь, - обычное дело. Иглы будут ломаться при простом валянии шерсти - просто об шерсть. Не говоря уже о том случае, когда игла "встречается" с жесткой пластмассовой изоляцией проволоки.

Свалянное изделие, валяная кукла или игрушка, если она не задумана пушистой, требует особой гладкости . Поможет утюжок скорняка.Если вы считаете, что ваше валяное изделие закончено, и оно - реально хорошо сваляно, воспользуйтесь утюжком скорняка, его еще называют - утюжок для разглаживания или создания складок при работе с кожей. Этот утюжок пока можно купить только в Китае, производится он в двух видах - с термостатом и - без. Я использую те, которые без термостата. Через 5 минут нагревания выключаю из сети. Горячим утюжком я разглаживаю законченное изделие.
В моем случае обработка связана с лицом куклы, руками и другими открытыми частями тела, если они имеются. Как только что сшитое изделие требует глажки, так и свалянная кукла должна быть обработана. Таким образом убираются (прижигаются и прижимаются) все ненужные "пушистости", неровности. Так же утюжком скорняка можно сделать необходимые выемки, какие-то нужные нам выпуклости и "впуклости". Часто утюжком скорняка в процессе финиша обрабатываются глаза (веки), губы, "доводятся до ума" ушные впадины и так далее.

Читайте также: