Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коммуникативная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из наиболее важных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое «Я» среди других людей. Таким образом, актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.
В то же время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.
Ведь ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым, испытывает при этом сильнейшее эмоциональное неблагополучие. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка, по расширению и обогащению опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.
Умение общаться положительно влияет не только на взаимоотношение с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.
Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.
Согласно взглядам отечественных психологов Л.С.Выготского,А.В.Запорожеца,А.Н.Леонтьева,М.И.Лисиной,В.С.Мухиной,С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконина коммуникативность выступает в качестве основного условия развития ребенка , важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя и посредством других людей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально- коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, непосредственно связанно не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.
Современный образовательный процесс в детском саду построен на значимых для развития дошкольников видах деятельности. Они определены в ФГОС ДО:
Какие это виды деятельности?
- Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
- Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.
- Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
- Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Одним из приоритетных их них является коммуникативная деятельность . Содержание образовательногораздела «коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром через решение определенных задач:
Слайд Задачи коммуникативного развития:
|
Исходя из представленных на слайде задач, нетрудно определить основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:
o Создание психолого-педагогических условий для речевой практики детей развития коммуникативных навыков;
o Реализация комплексного воздействия на речевое развитие дошкольников;
o Оптимизация работы педагогов;
o Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье;
o Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.
Интеграция – один из важнейших принципов ФГОС. Сегодня очень важно перестроиться и предусмотреть интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах деятельности. А коммуникация, как локомотив, который интегрирует, объединяет все значимые для развития наших воспитанников виды деятельности, образовательные области, обеспечивает целостность образовательного процесса.
Важно, чтобы у каждого нашего воспитанника были сформированы коммуникативные способности:
- желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу»;
- умение организовать общение «Я умею!»;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим «Я знаю!»
ФГОС приводят в качестве одного их интегральных показателей усвоения программы умение налаживать конструктивное взаимодействие с партнером, свободно общаться со взрослыми и детьми, вести диалог, проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.
Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как средства формирования коммуникативных умений обусловлен становлением у дошкольника внеситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - личностной со взрослыми.
В соответствии с ФГОС ДО изменилось представление о том, какорганизовать коммуникативную деятельность, изменился способ организации деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность с детьми, которая осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов. Сейчас мы используем новые формы работы с детьми, которые позволяют обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с формированием коммуникативных умений детей, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.
А это предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений, ведь игра – ведущий вид деятельности, в процессе которой дети учатся сотрудничать, общаться, взаимодействовать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Именно в игре дети:
- активно вступают в диалог;
- задают вопросы,
- слушают и понимают речь,
- строят общение с учетом ситуации,
- легко входят в контакт,
- ясно и последовательно выражают свои мысли,
- пользуются формами речевого этикета,регулируют свое поведение в соответствии с нормами и правилами
Таким образом, учитывая, что игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.
В работе по данной проблеме можно использовать научно- методическую литературу таких авторов, как: Богоуславская Н.Е Васильева Н.Н., Ермолаева М., Купина Н.А., Панфилова М.А., Чистякова М.И. и многих других. Основываясь на их взглядах, игрыпо развитию коммуникативных навыков детей можно классифицировать следующим образом:
На первом этапе целью используемых коммуникативных игр является:
Этап | Цель | Игры |
первый | Формирование у детей дошкольного возраста базовых коммуникативных навыков таких как: умение выслушать другого, поддержать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать, хвалить другого, выражать чувства с помощью улыбки, спокойной речи, сочувствовать, сопереживать друг другу, четко и ясно выражать свою точку зрения, договаривать до конца, внимательно выслушивать каждого, не перебивать, научить снимать мышечное напряжение в различных стрессовых ситуациях. | «Комплименты», «Волшебные очки», «Связующая нить», «Как поступить», «Сказка по кругу», «Общий круг», «Глаза в глаза», «Передай настроение», «Покажи стихи руками» и другие. |
второй | Формирование адекватной самооценки, развитие интереса к своим товарищам, уважения их мнения таких как: критиковать поступки других, а не личность; понимать индивидуальность других; видеть хорошее в людях; высказываться доброжелательно; фиксировать свое внимание на достоинствах других; ценить общение с ними; создавать атмосферу доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг другу. | «Имя», «На кого я похож», этюды: «Ой-ой, живот болит», «Соленый чай», игры: «Биография по фотографиям», «Связующая нить», коллективная беседа «Что можно пожелать друг другу», упражнение «Проигрывание ситуаций» и др. |
третий | Освоение моделей поведения в конфликтной, стрессовой или просто сложной ситуации таких как: чувствовать себя в роли воспитателя; самостоятельно решать ряд сложных проблем; проявлять внимание по отношению к другим | Упражнения: «Шефы в старшей группе», «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «Очередь в магазине», «Волшебный магазин». |
Предлагаемые принцип систематизации игр помогает детям пережить чувство общности друг с другом, учит замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии, а так же индивидуальности ребенка в целом. Все игры на развитие коммуникативных навыков можно использовать во всех режимных моментах, а также в различных формах, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры- хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
В основе метода руководства играми дошкольников лежат принципы:
- Воспитатель должен играть вместе с детьми;
- На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия,так и на пояснение его смысла партнерам.
Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные, народные, дидактические и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника - через игру он познает мир.Общение является важным элементом любой игры.И именно играпозволяет интересно, естественно и эмоционально активизировать общение со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать.
Давайте перейдем к конкретным примерам использования игр и игровых приемов в практической деятельности по формированию коммуникативных навыков.
Важнейшей предпосылкой совершенствования коммуникативной деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Создать такие ситуации помогает оригинальный способ – использование волшебной палочки, предметов перевоплощения (короны, колпачка, волшебной ручки), образной игрушки, например, Петрушки. Мой Петрушка – это всегда сюрпризный момент, это способ организовать детей, привлечь внимание, вызвать эмоциональное отношение, побудить к диалогу. Петрушка, изготовленный своими руками, вызывает у детей неподдельный интерес и желание вступать в речевой контакт.
Любому взрослому, будь то родитель или педагог, стоит помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребёнком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку, именно в общении ребёнок воспринимает и усваивает его образцы. Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.
Особенностью детского коллектива в детском саду является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе, они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а так же как элементы начала любой совместной деятельности детей. С целью организации детей, привлечения их внимания можно использовать игры в кругу: «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Поздороваемся необычно» Такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. В таких играх можно всегда использовать сказочныйперсонаж или предметы перевоплощения, с помощью этих предметов дети с легкостью вступают в диалог, отвечают на заданные вопросы.
Используя Петрушку, можно предложить детям поиграть в очень интересную игру «Петрушкины забавы». Воспитатель должен объяснить правила игры:
когда Петрушка прячется, слова становятся уменьшительными, а когда появляется, - слова становятся увеличительными.
Дом – домик – домище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище. Рука- ручка- ручище. Усы – усики – усищи. Мороз- морозик - морозище. Нос – носик – носище. Ум – умишко – умище.
Организуя игры, не будьте занудами. Не отвлекайте детей, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.
Работая с детьми, следует обратить внимание на развитие у детей организаторских умений, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рекомендую рассматривать картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводить этические беседы.
В моей картотеке очень много словесных игр, которые доставляют детям удовольствие, увлекают их, активизируют словарный запас. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети с удовольствием вступают в игру, которая называется «Отгадай название сказки»
Водящий называет первое слово задуманной сказки, а дети отгадывают и произносят ее полное название:
Сивка…, Заюшкина….., Конек…., Гадкий……, Мороз…….., Царевна…., Гуси….., Мальчик….., Красная….., Крошечка….., Дюй…
Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.
Существует такое понятие «визуальная коммуникация» - это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. Визуальная коммуникация обладает преимуществом - она понятна большинству. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 70% информации.
Существуетбольшая группа игр на развитие невербальных средств общения, одна из них игра, в которую дети играют с большим удовольствием - « Разговор через стекло», позволяющаяразвивать у детей мимику, жесты, пантомимику, телодвижение.
Для эффективного совершенствования деятельности детей, воспитателю требуется использование большого разнообразия методов и приемов, при этом можно работать как индивидуально, так и с группой в целом.
К примеру, игра «Серия картинок».
Задача детей собрать 3 истории в правильной последовательности
Слайд 6 (...)
Первую пару помогает найти взрослый: мишка …(шишка), а остальные пары находят дети сами:
шарик….(фонарик), мак… (рак), подушка…(лягушка), роза…(мимоза), незнайка…(балалайка).
Играя в эту игру, дети могут самостоятельно собирать пары, используя картинки, далее по этим картинкам дети могут составлять свои рассказы.
Следующая игра помогает овладеть связной диалогической речью.
Подчеркиваем, что в развитии связной речи понятия «диалогическая и монологическая» речь является центральными. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная, естественная форма языкового общения, которое состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как: вопрос, ответ, добавления, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.
Давайте же познакомимся с игрой, которую я использую на своей практике с детьми - игра «Почемучка»
В начале игры детям надо рассказать историю:
Где-то на белом свете жила – была бабушка с внучкой. Девочка очень любила задавать вопросы. Только и слышала бабушка:
Почему деревья большие?
Откуда приходит дождик?
Кто рисует радугу на небе?
Бабушка отвечала, отвечала, а потом рассмеялась и сказала: «Ты у меня не внучка, а Почемучка». Как вы думаете, дети, хорошо быть Почемучкой?
Сейчас мы с вами тоже превратимся в Почемучек, надев на голову воображаемую волшебную шапочку. Внимательно посмотрите на иллюстрацию из сказки и придумайте свой вопрос к этой картине.
Сколько медведей на картине? Что делают медведи? Какая погода изображена? Какие медведи? Кто нарисовал картину? и.т.д.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими.
Детям нравится еще одна игра из игровой копилки «Чебурашка».
Для этой игры необходима игрушка, всем полюбившийся детям чебурашка.
Взяв, в руки игрушку, воспитатель начинает свой рассказ:
В одном густом тропическом лесу жил да был забавный зверёк. Однажды он проснулся утром рано и отправился прогуляться. Около фруктового сада он увидел ящики с апельсинами. Недолго думая, он забрался в один из них и стал завтракать. Удалив голод, он уснул, а когда проснулся, то оказалось, что он вместе с апельсинами прибыл в далёкий неизвестный город.
Продавщица вытащила его из ящика и посадила на стул. Но так как у него затекли лапы, то он не удержался и чебурахнулся.
Фу –ты, Чебурашка какой!
Теперь он знал, что его зовут Чебурашка, но что он за зверь ему предстояло выяснить. А мы ему поможем.
Итак, Чебурашка оказался в зоопарке. (начинается диалог со зверями; воспитатель задает вопрос от имени Чебурашки, а дети от имени зверей отвечают)
-…может быть я слон, у меня такие же большие уши…
Ребенок говорит свой ответ, почему чебурашка не слон.
-…может быть я мартышка, потому что я так же люблю апельсины…
Ответ
-… может быть я хомячок, я такой же маленький и у меня нет хвостика…
Ответ
-…может быть я медведь, у меня такая же мягкая и коричневая шерсть…
Ответ
Я точно не медведь, тогда кто же я? С кем мне дружить?
Играющие выстраивают свою версию с кем будет дружить, и где будет жить Чебурашка.
Насыщенная игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития позволяет детям овладеть доступными для них способами моделирования окружающей жизни, усвоения образцов речевого поведения. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской игровой деятельности, а высокий уровень коммуникативности всегда выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.
Коммуникативное развитие — важный элемент социализации ребенка
Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.
Основа поведения – эмоциональные состояния
Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.
Что такое социально-коммуникативное развитие — определение
Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.
Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.
Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни
Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.
Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).
Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Задачи социально-коммуникативного развития — расширенное определение
В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.
Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.
Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.
После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).
Общение в семье — первый этап социально-коммуникативного развития
Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:
- индивидуальные занятия;
- групповую работу;
- интегрированные упражнения.
Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.
В детском саду дети учатся общению со сверстниками
Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.
Проблемы развития коммуникативности у современных детей
Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.
Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.
Игра и коммуникативное развитие — взаимосвязаны
Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:
- желать взаимодействовать с окружающими людьми;
- знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
- уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
- разрешать любые конфликты в общении.
Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.
Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию
Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.
Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!
Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.
Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.
Общение с ребенком в семье — основа социально-коммуникативной адаптации в обществе
Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.
Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.
Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.
Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение их к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка , в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением .
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие , формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя :
Организацию предметно-пространственной среды;
Создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
Стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
Устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
Мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
Обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
Моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие » реализуется в 4-ех направлениях :
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей (слайд)
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста . И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки .
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни . Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие » является патриотическое воспитание. (слайд)
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
Воспитывать уважение к труду;
Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
Формировать элементарные знания о правах человека;
Расширять представления о городах России;
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, праздниках и развлечениях , в играх, в труде, в быту - так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие » является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе. (слайд)
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через :
Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота» , «мое здоровье» , «безопасность в помещении» , «безопасность и природа» , «общение с незнакомыми людьми» .
Основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Следующим направлением социально-коммуникативного
развития является (слайд)
Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников - это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность , наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей. (слайд)
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями :
Привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
Дни открытых дверей для родителей;
Анкетирование родителей;
Консультации для родителей;
Родительские собрания;
Оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка . Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада : учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально -коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Успешность ребенка в общении со сверстниками - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены такими проблемами как: готов ли ребенок к школе, справится ли он с программой обучения, примет ли его коллектив и т.п.
Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению являются социально - коммуникативные навыки.
Особое внимание коммуникативной активности дошкольников уделяет Т.В. Чиркова. По её мнению, коммуникативная активность проявляется во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Ее можно наблюдать в самых различных жизненных обстоятельствах в деятельности ребенка. Коммуникативный компонент проявляется и в учебной, и в игровой деятельности дошкольника. (21, с. 156).
Индивидуальные особенности коммуникативной активности проявляются у детей в сюжетно-ролевых играх. Кроме наблюдения можно специально создавать ситуации, требующие проявления динамических особенностей общения ребенка (например, обращения ребенка к сотрудникам детского сада с просьбой; коллективные формы выполнения поручений; совместная деятельность по изготовлению игрушек, пособий, украшений для помещений детского сада и т.д.). Можно провести индивидуальную беседу-опрос о предпочтении партнерства среди детей; использовать варианты социометрических методик. (2, с. 161).
Т.В. Чиркова предлагает изучить коммуникативную активность по трем показателям: скоростные, эргические и вариативные. Эти показатели находятся в определенном соотношении.
Скоростные показатели - это скорость установления контактов в общении со сверстниками и взрослыми; скорость реакции на действия партнеров; скорость интеракций. (21, с. 154).
Эргические показатели - это стремление к постоянству в общении; отсутствие изолированности; стремление быть в гуще людей; интенсивность и широта круг общения; отсутствие утомления от длительного пребывания в кругу незнакомых людей. (21, с. 154).
Вариативные показатели - это легкость перехода от одних детей к другим в играх; отсутствие постоянной избирательности в партнерстве; общительность в новой обстановке, эмоциональная раскрепощенность; вариативность в способах общения со сверстниками. (21, с. 155).
Чтобы выявить коммуникативную активность ребенка прежде всего воспитатели должны наблюдать за проявлением индивидуальных особенностей динамики в самых разнообразных видах деятельности ребенка.
В подготовительной группе был проведен констатирующий (диагностирующий) эксперимент для выявления коммуникативной активности старших дошкольников по методикам Т.В. Чирковой «Коммуникативная активность» и Р.С. Немова «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Цель данного эксперимента: выявить особенности коммуникативной активности дошкольников со взрослыми и сверстниками.
В эксперименте принимали участие воспитанники МБДОУ № 122 Центр Развития Ребенка (Автозаводский район, ул. Совесткой Армии д.11.). Возраст детей: 6-7 лет, количество обследуемых - 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Цель методики «Коммуникативная активность» Т.В.Чирковой: выявление индивидуальных особенностей коммуникации детей дошкольного возраста.
На основе результатов проведенного эксперимента мы выделили четыре индивидуально-типологические группы.
У детей первой группы в коммуникативной активности наблюдается быстрое установление контактов со сверстниками и взрослыми, но устойчивость и избирательность контактов незначительная, наблюдается повышенная склонность к общению, но поверхностная. Таких детей в группе 7 человек.
Как правило, такие характеристики активности были типичны для детей подвижных, живых, но недостаточно уравновешенных. По ряду показателей эти дети тяготеют к холерическому темпераменту.
У детей второй группы общительность незначительная, но присутствует большая избирательность в выборе партнера и устойчивость взаимоотношений. Количество детей, относящихся к этой группе - 4.
Дети этой группы имеют по ряду жизненных и экспериментальных показателей слабость нервной системы, тяготение к меланхолическому темпераменту. К третьей группе относятся дети, у которых в коммуникативной деятельности скоростные показатели высокие, но наблюдается их неустойчивость. Их в группе 6 человек.
Дети этой группы имеют тяготение к сангвиническому темпераменту.
В четвертую группу вошли те дети, у которых коммуникативная активность имеет средние уровни по всем показателям. Однако, отмечается значительная избирательность и устойчивость в системе взаимоотношений. Таких детей в группе 3.
Эта группа детей спокойных, уравновешенных, несколько даже медлительных, традиционно относится к флегматическому темпераменту.
Подводя итоги данного эксперимента, видно, что при характеристике всех видов активности любая группа детей имеет свои специфические, как положительные, так и отрицательные, особенности. После проведения этого эксперимента воспитателю легче понять сильные и слабые стороны каждого ребенка, чтобы определить дальнейшую индивидуальную и групповую работу с ними.
Таблица 1
Группы коммуникативной активности |
||
Ульяна А. |
||
Ульяна Г. |
||
Максим Г. |
||
Наташа Г. |
||
Тимоша Р. |
||
Таблица 2
Диаграмма 1
У ребенка в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.
Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе.
Значимость взрослого для психического развития ребенка признавалась и признается большинством западных и отечественных психологов. Отношение взрослого к ребенку (его чувствительность, отзывчивость, сопереживание и т.д.) лишь облегчают понимание социальных норм, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребенку подчиниться социальным влияниям. (22).
Для сравнения коммуникативных качеств личности у старших дошкольников в группе детского сада было проведено экспертное оценивание по методике Р.С. Немова «Каков Ваш ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Эта методика представляет собой опросник, с помощью, которого можно определить уровень коммуникативности у ребенка.
Цель данной методики - определить уровень коммуникативности детей в подготовительной группе.
Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. (23). С помощью этого опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми: доброта, щедрость, внимательность к людям, правдивость и честность, вежливость, справедливость, общительность, жизнерадостность, ответственность.
В подготовительной группе в опросе участвовали родители 20 детей. Им было предложено подойти к данному эксперименту серьезно и ответить на данные вопросы предельно честно. Родители оказались заинтересованы в диагностики своих детей.
Исходя из ответов родителей на данные вопросы, группа разделилась на две равные части. Было выявлено, что из 20 старших дошкольников, у 10 детей уровень развития коммуникативных качеств личности ребенка средний. А высокий уровень развития имеют 10 детей. Следует отметить, что среди опрошенных родителей отсутствуют результаты низкого и очень низкого уровня развития детей. Также, исходя из результатов, не наблюдается очень высокий уровень развития.
Подводя итог данного эксперимента, следует обратить внимание на то, что общительность, умение контактировать с окружающими людьми - это необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Таблица 4
Уровень развития коммуникативной активности детей |
|||
Ульяна А. |
|||
Ульяна Г. |
|||
Максим Г. |
|||
Наташа Г. |
|||
Тимоша Р. |
|||
Таблица 3
Диаграмма 2
Исходя из результатов, проведенных экспериментов, нужно заметить, что развитие коммуникативных навыков - это одна из главных задач в развитии старших дошкольников.
В ходе исследования были выявлены определенные проблемы коммуникации детей со взрослыми и сверстниками.
Следует отметить, что некоторые проблемы коммуникации детей могут зависеть от типа темперамента ребенка.
Дети, с холерическим типом темперамента очень активны, импульсивны и неуравновешенны. Увлекшись игрой или какой-нибудь идеей, часто перестает слушать требования или просьбы воспитателя и родителей. Такие дети очень редко в общении идут на компромисс, вспыльчивы и, если, что-то им не нравятся, легко впадают в агрессию. Воспитателю и родителям следует уделять таким детям особое внимание и терпение, помогать направлять их энергию в мирное русло, учить терпеливо взаимодействовать и договариваться со взрослыми и сверстниками.
Дети - меланхолики очень ранимы и восприимчивы, с трудом находят себе друзей. Даже самое безобидное замечание может вызвать негативную реакцию. Ребенок будет подавлен и может закрыться в себе. Такие дети тяжело идут на контакт как со взрослыми и сверстниками, неэмоциональны и сдержаны. Педагогам и родителям важно помочь такому ребенку войти в социум, научиться общаться с окружающими людьми. Ребенка - меланхолика необходимо постоянно поддерживать, одобрять, хвалить. Даже если, что-то у него не получается, взрослому, который находится рядом с ним следует всегда демонстрировать свою уверенность в нем. Таким образом такие дети будут поддерживать и ощущать уверенность в самих себе.
Дети с сангвинистическим типом темперамента сильные, уверенные в себе и уравновешенные личности, также они имеют лидерские качества. Дети - сангвиники очень дружелюбны, у них очень широкий круг общения, быстро привыкают к новой обстановке и к новому окружению. Но проблема таких детей в том, что общаясь со многими детьми им трудно установить прочные связи. Общение таких детей часто бывает поверхностное. Также сангвиники часто теряют интерес к начатой деятельности, многое не могут довести до конца. Работая с такими детьми, следует уделять внимание начатому делу и стимулировать доведение его действий до конца. Также помогать ребенку устанавливать крепкие дружеские связи.
Дети - флегматики: неторопливы, спокойны, уравновешены, усидчивы. Им нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке и к новым людям. Таким детям необходимо больше времени на выполнение заданий. Общаясь с такими детьми, важно не ругать их за медлительность, но также не давать возможности долго засиживаться за своей деятельностью. Очень важно давать ребенку проявить инициативу и принимать свои решения.
Также исследуя типологическую группу детей, основанную на ответах родителей, были выявлены чаще встречающиеся отрицательные ответы родителей на вопросы о взаимоотношениях их ребенка с окружающими детьми.
Чаще всего отрицательные ответы родителей были на вопросы: «внимательный ли Ваш ребенок?» и «щедрый ли Ваш ребенок?», а также на вопрос «правдивый ли Ваш ребенок?».
Исходя из отрицательных ответов родителей, следует сделать вывод, что развитие внимательности, щедрости и правдивости напрямую зависит от деятельности родителей и воспитателя. Поэтому формирование данных качеств должно стать приоритетным направлением в развитии коммуникативной сферы детей, что обеспечит более гармоничное общение детей с окружающими людьми.
Подводя итог исследований, следует сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются в целенаправленной работе по формированию социально-значимых качеств личности и развитию коммуникативной сферы, так как именно они обеспечивают успех в учебе, принятие ребенка в коллективе сверстников и продуктивное общение со взрослым.
Игры являются наиболее эффективным средством развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому воспитателям и родителям следует уделять особе внимание развитию игры у ребенка. Именно через игру дети усваивают нормы поведения и обыгрывают ситуации взаимодействия, которые могут возникнуть в повседневной жизни.
Также следует уделять внимание и время проведению специальных психологических игр на развитие коммуникативных навыков.
Анастия Кочеткова
Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы имели различное понимание его сущности, каждый индивидуально трактовал данное заболевание.
Проблему заикания , в древние времена, связывали с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата или же накоплением влажности в головном мозге.
Но по мере развития и появления разных наук, определение заикания становилось более сформулированным и четким. К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания рассматривалось с медицинской, психологической точки зрения.
В настоящее время определение заикания можно трактовать по-разному, но в данной работе хотелось бы дать более точное определение. Заикание - сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений.
В наши дни проблема коммуникативной деятельности при заикании стала наиболее актуальна. С каждым годом возрастает число детей страдающих данной патологией. У этих детей возникают серьезные проблемы в формировании коммуникативных способностей , появляются проблемы речевого общения, снижается потребность речевой коммуникации . Так же сужается круг общения ребенка, ведь он чувствует себя неполноценным, стараясь меньше говорить и играть с другими детьми. Такое ограничение коммуникативного процесса приводит к нарушению функционирования познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание. Результатом всего этого может стать дизадаптированная личность с нарушенной психикой и логофобией.
В целом заикание не оказывает влияния на интеллектуальное развитие ребенка, но как речевой дефект ограничивает коммуникативную деятельность и отрицательно влияет на полноценное использование интеллектуальных возможностей.
Коммуникативная деятельность в свою очередь это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некий «шаг» в направлении к цели общения.
Недостаточно развитая речь или возможные нарушения движений мешают ребенку участвовать в коллективных играх и ответах. Это способствует фиксации ребенка на своем дефекте. Всё это может привести к тому, что речь для заикающихся детей становиться источником психологической травмы.
Общение ребенка со своими сверстниками существенно отличается от общения с взрослыми и имеет ряд своих особенностей . Одной из таких особенностей является широкое разнообразие коммуникативных действий . Именно в общении с другими детьми у них развиваются сложные формы поведения.
Второй яркой особенностью данного периода общения является его эмоциональная насыщенность.
Еще одной особенностью контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность.
Особенностью коммуникативной деятельности сверстников является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.
Нужно понимать, что ребенок - это, прежде всего, личность, а так как все люди разные, то и особенности общения бывают разные.
Дети, которые акцентируют внимание на своем дефекте, имеют сложность в нахождении общего контакт со сверстниками и взрослыми людьми, они закрываются в себе, чувствуя себя ущемлёнными в способности вести разговоры . У них нарушается моторика, как основная, так и мелкая. Эти дети теряют интерес к групповым занятиям и играм, им кажется, что они не смогут ничего сделать, что есть кто-то лучше, чем они. Хотя очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.
Таким образом, можно выявить ряд следующих коммуникативных особенностей детей старшего дошкольного возраста с заиканием :
Частые и длительные паузы;
Отказ от общения;
Нарушение моторики;
Изменение громкости, темпа и стиля речи;
Наличие аграмматизмов;
Недостаточно развито качество «подражаемость» .
Таким образом, можно прийти к выводу, что заикание является не только дефектом речи, но и тяжелым психическим нарушением, которое непосредственно влияет на формирование коммуникативных функций .
Это связано с тем, что в результате заикания поставленная речевая цель не достигается, ребенок испытывает дискомфорт, сторониться общения с другими людьми, боится повторной ошибки и в итоге вообще отказывается от общения. Отсутствие же общения ведет к нарушениям познавательного развития, процесса социализации, становления личности, ее психики.
В свою очередь из-за сложного психологического отношения к своему дефекту, дети дошкольного возраста имеют ряд особенностей коммуникативных функций , а именно :
Нарушение лексико-грамматического строя речи;
Невербальные выразительные средства;
Сложность в общении;
Недостаточное развитие моторики;
Повышенная возбудимость и впечатлительность.
Эти особенности влияют на формирование личности в целом, так как именно старший дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания .
Именно в этом возрасте , в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников , подростков и взрослых.
Публикации по теме:
«Круг друзей» как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Хочу представить вам опыт своей работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, используя для.
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством работы в ЦЛО. На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях.
Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.
Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.
Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста». Проблема: у многих детей, приходящих.
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается.
Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.
Развитие коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Ребенок не становится личностью сам.
Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, или Знаете ли вы своего ребенка?» Цель: формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями; развитие конструктивных представлений о детях и воспитанниках;.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Библиотека изображений: