Восьмой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход, кризис восьми месяцев. У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям? Причины кризисного поведения ребенка

Знакомая ситуация – прекрасный подарочный малыш, который мило агукал, улыбался прохожим, радостно шел бабушкам на ручки, ближе к году вдруг превращается в капризного монстрика. Казалось бы, наконец завершились трудности первых месяцев – колики, газики, частые ночные пробуждения – кроха начал кушать прикорм, проявлять интерес к окружающему миру, потихоньку слезать с маминых рук. В этот момент мама выдыхает с мыслью «Ну вот теперь будет полегче», но буквально через пару месяцев ситуация кардинально меняется. Как пережить кризис 1 года у ребенка – возрастная психология поможет разобраться с причинами и выработать правильную тактику поведения для родителей.

Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.

Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?

Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.

Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.

Что происходит с поведением

Типичное поведение ребенка, проживающего свой первый переходный этап, характеризуется импульсивностью, надрывом, непостоянством. Ежедневно происходят необъяснимые вещи, способные вывести из равновесия самых хладнокровных родителей:

  • Карапуз становится крайне обидчивым, чувствительным, ранимым. Он обижается, плачет, скандалит, но вы никак не можете выяснить причину.
  • Настроение меняется часто и неожиданно, мгновенно перескакивая из крайности в крайность. Сейчас он плачет, через минуту смеётся, и так целыми днями.
  • Появляется сильный страх потерять маму из вида, ребёнку невозможно объяснить, что нужно побыть с папой или бабушкой, а матери нужно отлучиться.

Некоторые родители предпочитают незаметно исчезать, пока кроха занят. Однако такой способ организации отлучек чреват тем, что малыш потеряет уверенность в маме, и прилипнет к ней еще сильнее, движимый паническим страхом потерять своего самого близкого человека. Психологи рекомендуют придумать ритуал прощания: мама говорит «пока», целует, оставляет какую-то свою вещицу, объясняет, куда она пошла и когда вернется. Говоря годовалому сыну или дочке о времени возвращения, используйте выражения вроде «после того, как ты проснешься/покушаешь творожок/вернешься с прогулки» и обязательно сдерживайте данное обещание. Такой тип взаимодействия рождает доверие, со временем карапуз научится безболезненно вас отпускать, радостно махать ручкой и бежать по своим делам.


Многие детки склонны к слезам, истерикам, тотальной «мамозависимости» и вне всяких кризисов. Часто это связано с течением беременности, родов, особенностями первых часов жизни новорожденного. Исследования показывают, что развитие детской психики происходит очень быстро, скачкообразно, маленький человечек ежесекундно усваивает огромное количество информации, все это является мощнейшей нагрузкой, с которой детский организм пока не умеет справляться. Научиться этому поможет способность родителей принимать своего ребенка, его эмоции, умение быть рядом, поддерживать и доверять.

Как себя вести близким взрослым

Чтобы малой кровью пережить кризис первого года жизни ребенка, нужно выстроить единую для всех членов семьи линию поведения. Важно, чтобы все взрослые, с которыми контактирует малыш, придерживались одних и тех же принципов, так крохе будет легче принять верные ориентиры, научиться правильному взаимодействию, уяснить границы. Современная психология придерживается достаточно мягкой, но при этом четкой модели построения общения с годовасом.

  • Вместо ограничений – возможности. Большое количество запретов – серьезное испытание для малыша и родных, вынужденных целыми днями твердить «нельзя» и снимать/убирать/уводить/отвлекать юного исследователя. Создание безопасной среды поможет решить эту проблему. Уберите ценные, хрупкие, опасные вещи в недоступные для ребенка места. Нижние шкафы заполните вещами, которые позволительно доставать, раскидывать, грызть, бросать. Кухонный ящик, наполненный полотенцами, пластиковой посудой, закрытыми пакетами с крупами, макаронами, бобами, подарит вам от 5 до 30 минут времени. Лишние полчаса-час утреннего сна для мамы – это спальня, где стоят коробки с игрушками, емкость со всевозможными проводами, лежит мяч, есть дверцы, которые можно открыть и выкинуть оттуда свои же одежки. Каждый ребенок имеет свои предпочтения. Возможно, вашему чаду нравится бытовая техника – попросите у друзей поломанные тостер, миксер, ненужный чайник, и отдайте своему ребенку на растерзание.

На каждое «нельзя» постарайтесь найти альтернативное «можно». По стеклу стучать запрещено, постучи лучше по своему стульчику. Книги мы не рвем, возьми обычную бумагу. Кидать тяжелую игрушку опасно, вот тебе мяч.


Помогите другим родственникам с расшифровкой детских просьб, рассказывайте, что значит тот или иной звук, жест. Малыш охотнее будет общаться с теми, кто его понимает.

  • Ценность общения. Разговаривайте – озвучивайте свои действия, называйте предметы, чувства (свои и ребенка), читайте. Развитию речи ребенка способствует грамотная, чистая речь взрослых.
  • Не мама для ребенка, а ребенок – при маме. Несмотря на важность совместной игры, родитель не может все время уделять только этому. У взрослых есть работа, домашние дела, увлечения. Когда кроха видит родителей, занимающимися своей повседневной жизнью, он развивается. Естественное течение дел семьи закрепляет у крохи модели поведения, понятия о социальных ролях, учит включенности, самостоятельности. Привлекайте сына или дочку к своей ежедневной рутине, деткам это нравится.

Сегодня психологи говорят о необходимости порядка трех часов самостоятельной игры или творчества для дошкольников в течение дня. Не нужно круглосуточно развлекать деток, позвольте им побыть наедине, придумать какую-нибудь свою деятельность, даже просто послоняться по квартире. Для годоваса это может быть ковыряние в коробке с макаронами или 10-минутное самозабвенное стучание ложкой по табуретке.

  • Море слез. Верным спутником кризиса 1 года у ребенка в возрастной психологии называется плач. Дети могут плакать долго, громко, по любому поводу. При помощи слез карапузы пытаются сломить волю взрослых, вытребовать желаемое. Стоит ли идти на уступки, лишь бы чадо не плакало? Нет, если речь идет о четко обозначенных запретах, имеющих принципиальное значение. Малыш должен понимать, что слово родителя – окончательное, твердое и незыблемое. Посредством ограничений маленький первооткрыватель знакомится с понятием границ, а также приобретает уверенность в устойчивости окружающего мира, его надежности, системности, что очень важно для гармоничного развития личности. Плачущего ребенка можно и нужно пожалеть, приласкать, принять и назвать испытываемые им эмоции, дать выплеснуть через слезы свою обиду, злость, негодование. Любящий взрослый, проявляющий понимание, — лучше, чем повсеместное потакание во избежание негативных переживаний. Говорите слова поддержки, но будьте твердыми в своих решениях: «Я вижу, ты расстроена, что эту куклу нельзя взять с собой на улицу, ты очень хотела с ней погулять. К сожалению, на площадке она испачкается, поэтому мы ее оставим дома, возьми грузовик или мяч, это можно». Малыш должен понимать, что главный в семье – не он, а мама и папа, и они решают.

Каких методов общения следует избегать

Кризис одного года – этап, который сложно дается не только ребенку, но и окружающим его близким взрослым. Мама, проводящая с шилопопым скандалистом каждый день, испытывает колоссальную нагрузку, с которой очень сложно совладать. Требуется немало усилий, чтобы оставаться спокойной, понимающей, поддерживающей. Помните, что кроха учится жить в новых для него условиях, истерики и непослушание – это не попытка манипулировать, а очередная ступень развития, с которым незрелый организм справляется теми способами, которые ему доступны. Приспособившись к изменившейся реальности, маленький человечек станет более покладистым, спокойным, послушным, и наступит некоторое затишье. Чтобы пережить кризис меньшими нервами, избегайте разрушающих отношения моделей поведения:


Говорите малышу о том, что запрещено, спокойным ровным голосом, без улыбки, вне игры. О каждом «нельзя» придется повторять несколько десятков раз каждый день, будьте последовательны и серьезны.

  • Разрозненность взглядов взрослых членов семьи. Бабушки должны быть на одной волне с мамой и папой. Различные требования дезориентируют малыша, затруднят выход из кризиса.
  • Полная замкнутость на ребенке. Видя взрослых, увлеченных собственными делами, малыш учится занимать себя самостоятельно, уважать чужое время и пространство. А маму возможность попить чаю в одиночестве или сходить на массаж убережет от выгорания и депрессии. 9
  • Токсичное поведение. Следите за тем, как вы общаетесь между собой. Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя. Малыши очень быстро впитывают способы взаимодействия, слова, особенно те, что произносятся эмоционально, громко. Залог психологического комфорта детей – это любовь и уважение родителей друг к другу. Уделяйте время своим отношениям, проявляйте нежность, ласку, заботу, говорите приятные слова.

Как помочь себе

Кризис первого года жизни – первое серьезное испытание для всех членов семьи. Достойно его пережить, сохранив теплые отношения, может быть нелегко. Обычно на острие атаки находится женщина, хотя все чаще можно встретить включенных в воспитательный процесс пап, бабушек и дедушек. Чтобы выйти из кризисного периода (который может длиться до 6-8 месяцев) с наименьшими потерями энергии, постарайтесь бережно относиться к собственному состоянию.

  • Поддерживайте баланс сил – отдыхайте, когда чувствуете, что устали. Выдайте своему непоседе корзину с бельем, картошкой или шкатулку с крупными крепкими бусами и потраться эти 15 минут на перезарядку.
  • Привлекайте к помощи бабушек и дедушек, если есть возможность. Сделайте их полноценными членами семьи, расскажите о своих взглядах на воспитание, советуйтесь, делегируйте заботу о ребенке или другие дела, которые им будут в радость.

Малыш растет, и к 12 месяцам родители начинают замечать некоторые несвойственные ему ранее огрехи поведения. Он становится более капризным, даже нервным, чаще появляются слезы, не хочет спать и есть в положенное время, а маме очень трудно спокойно уйти от ребенка по делам, как это было совсем недавно. Такое поведение характерно для кризиса первого года жизни ребенка, который может начаться примерно с 9 месяцев и продолжаться около полугода.

Излишняя эмоциональность и резкая смена поведения малыша может быть симптомом начала кризисного периода

Как распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?

Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.

Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным – отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?

Суть кризиса первого года ребенка состоит в том, что малыш познает мир, начинает ходить, у него меняются интересы, привычки, желания. То, что раньше составляло основу его существования, на этом этапе перестает быть насущным. Ребенок стремится быстрее освоить окружающее пространство, но часто слышит от родителей запрет: туда нельзя, не бегай, лучше спокойно посиди. Кризис одного года меняет поведение маленького человека.

Отличительные признаки

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом – он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека – малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

Причины кризисного поведения ребенка

С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.

Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка – первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.

Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда – непонимание друг друга.

Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.

Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека – это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых. Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.

Чем более лаконична и продуманна речь родителей в этот период, тем лучше будет говорить кроха. Очень важно обеспечить малышу эмоциональный контакт, но в то же время позволить ему быть самостояельным, изучать окружающий мир.

Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

  1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
  2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
  3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
  4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
  5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
  6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
  7. Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
  8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.


Ребенку нужно позволить проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения – запреты нужны для действительно серьезных ситуаций или сохранения обычаев семьи

Какие действия нельзя совершать?

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста – подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.

Не стоит бояться

Кризис 1 года у ребенка – совершенно естественное явление (подробнее в статье: ). У некоторых детей он протекает остро, у других – малозаметно. Поэтому родителям не стоит испытывать страх перед этим возрастным периодом. Постарайтесь относиться к своему подросшему малышу с должным уважением и пониманием его проблем – тогда этот сложный период протечет быстро и менее болезненно для всех.

Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.

Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это – верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Еще недавно малыш был лежащим кричащим пупсом, а теперь он стал озорным бегающим карапузом, которому все нужно пощупать и попробовать на вкус. А ведь прошел всего год.

Многие родители замечают, что именно в этом возрасте их чадо становится просто неуправляемым, капризным и характерным деспотом, который командует бабушками, мамой, а порой и папой. Сразу все начинают думать, что они что это первые проявления его трудного характера, который будет с ним всегда. На самом деле все не так страшно, и вся эта вредность пройдет без ремней и наказаний. Такая резкая смена поведения человечка называется так - у ребенка. Дело в том, что это был трудный год, малыш проделал долгий путь от грудничка до прямоходящего, многое увидел, научился. Уже сейчас он маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и гастрономическими пристрастиями. Такая бурная деятельность развития оказывает сильное давление на неокрепшую психику. Порой ребенок не хочет делать, то, что он делает, но иначе он не умеет выражать свои требования и эмоции. Пройдет буквально чуть больше полугода, и малыш научится с собой справляться, характер поменяется в лучшую сторону. В период с 9 месяцев и до полутора лет может начаться кризис одного года. у детей ознаменовывают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении ребенка самостоятельным. 1 год, 3, 7, 12-14 лет - основные кризисные рубежи, через которые проходит каждый ребенок. Последний период, именуемый наиболее длителен и труден в преодолении, но избежать его не получится ни детям, ни их родителям.

Как понять, что началось

Кризис 1 года у ребенка довольно несложно диагностировать, есть ряд определяющих признаков:

  • неуправляемость, трудности в проведении воспитательных работ, упрямство, попытки сделать, как надо ему, требование повышенного внимания и в то же время отказ от помощи и крепких объятий;

  • немедленная реакция на любой запрет обидой, криками, слезами, агрессивным поведением;
  • капризы без повода;
  • противоречия в поведении: только малыш что-то страстно желал, как уже швыряет из-за ненужности, просил помочь, подать, и тут же отказывается от помощи, желая сделать сам.

Кризис одного года психология называет нормальным явлением и дает понятные объяснения. После года малыш начинает активно ходить и бегать, у него появляется интерес к исследованию всего, что встречается у него на пути. Тут-то он и сталкивается с массой непонятых для него запретов не лезть в шкафы, не трогать лекарства, косметику, инструменты, провода, не открывать, не дергать. Совсем недавно ребенок видел, как родители все это делали и держали в руках, а ему почему-то нельзя. Психологи рекомендуют ставить как можно меньше запретов, обговорив это со всеми близкими родственниками, чтобы не получилось, что мама разрешает, а папа нет. Дать ребенку возможность залезть на нижние полки шкафов и полок, вытащить и сложить обратно лежащие там предметы, потенциально опасные заранее убрав из поля видимости юного исследователя.

Боязнь потерять маму

Кризис ребенка первого года жизни не обходится без такой проблемы, как неотступное следование за мамой. Малыш всюду ее сопровождает, а если у него перед носом закрывают дверь ванной или туалетной комнаты, то может сильно и надолго расплакаться. Но этого можно избежать, если вовлечь маленького капризулю в игру, например, собирать цветные фантики, которые мама подсовывает под дверь.

Можно петь песни, настукивать мелодии, хлопать в ладоши - все это станет ребенку доказательством, что мама рядом. Если женщина намерена уйти или выделить для себя некоторое время, то сначала надо провести хотя бы полчаса в тесном общении со своим чадом. Тогда он, пресытившись совместным времяпрепровождением, сам захочет свободы и самостоятельной игры.

Упрямство и кризис 1 года у ребенка

Годовалый малыш частенько бывает упрям, отказываясь гулять, есть, спать, одеваться. Ему не важно, от чего отказываться, главное, что таким образом, как ему кажется, он проявляет свою самостоятельность. Показать, как надо делать правильно, помогут родственники или любимые игрушки: посадите куклу на горшок, накормите мишку кашей, умойте мордашку зайчику. Ребенок непременно захочет это повторить. Не стоит сильно настаивать на своем, если малыш не хочет есть или укладываться спать. Пусть займется, чем хочет, а через полчаса, возможно, проголодается и сам позовет маму на кухню.

Я сам!

Начинает активно проявляться излишняя самостоятельность, но родители ей не рады, считая, что их ребенок еще слишком мал делать что-то сам.

Это одна из основных проблем, сопровождающих кризис одного года. Психология рекомендует не пресекать попытки малыша надеть шапку, расстегнуть кофту, вытереть пыль или самому кушать ложкой. Конечно, у мамы все это получится быстрей и аккуратней, но очень важно не заглушить детскую инициативу, иначе он привыкнет, что все делается за него, и заставить потом его убраться в своей комнате будет очень проблематично.

Тирания или либерализм

Существует 2 модели родительского воспитания в тот момент, когда начался кризис одного года. Первый возрастной кризис ребенка осложняется неспособностью малыша высказать свое недовольство и требования. Порой маленький скандалист тянет куда-то взрослых за руку или тычет пальчиком в неизвестном направлении. Они отмахиваются и не обращают внимания, но для ребенка это очень важно. В итоге родительское игнорирование провоцирует детскую истерику. Некоторые мамы и папы считают, что нужно не давать ребенку свободы, заставлять, запрещать и настаивать на своем. Ведь они стараются ради его блага и безопасности.

Отчасти они правы, но не стоит забывать, что малыш - это уже личность, которая может хотеть смотреть мультфильм про Лунтика, а не про Чебурашку, любить яблоки, а не капусту, чувствовать обиду, страх, разочарование, радость, усталость. Если на корню пресекать все детские попытки самостоятельности и выражения собственных желаний и потребностей, то велик риск вырастить безынициативного лентяя, который привык, что за него принимают все решения. Совсем нетрудно позволить ребенку заниматься любимым делом, но в безопасном для него режиме. Хочет он играть с разноцветными таблетками, пусть играет, но можно заменить их на цветные крупные пуговицы. Любит не только рассматривать книги и журналы с картинками, но и рвать тонкие страницы, следует заменить их на детские книжки с плотными картонными листами. Любой запрет или действие для обязательного выполнения можно обыграть весело, творчески подойдя к воспитательному процессу так, что ребенок все выполнит, сам того не заметив.

Кризис 1 года жизни ребенка - это не болезнь, поэтому нет повода постоянно жалеть ребенка и разрешать ему все, баловать, считая, что ему сейчас плохо и трудно. В дальнейшем он сможет использовать свои как способ манипуляции родителями.

Как пережить кризисный период

Кризис 1 года у ребенка проходит: у девочек - к 1,5 годам, у мальчиков - к 2, но каким из него выйдет малыш, зависит только от родителей. Надо стараться относиться к ребенку как ко взрослому человеку, слушать, пытаться понять его настроение и желания. Не заставлять его делать что-то против его воли, конечно, если речь не идет о принятии важных лекарств или надевании сапог и шапки в мороз. Но не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, заставлять играть в кубики и машинки по вашим правилам.

Если правильно организовать воспитание и общение в кризис ребенка первого года жизни, то можно помочь ему не только легко преодолеть все сложности становления своего характера, но и овладеть новыми знаниями и навыками.

Если внезапно ваш ребенок (в возрасте восьми, девяти или десяти месяцев) начал плохо спать, то не спешите винить прорезывающиеся зубы: возможно дело в регрессии сна.

ЧТО ТАКОЕ РЕГРЕССИЯ СНА?
Это кризис сна, происходящий в интервале от восьми-девяти до десяти месяцев.

Причиной кризиса является усиленный скачок в развитии мозга ребенка (так называемые скачки в ментальном развитии). В этот период мозг создает повышенное число нейронных связей и обрабатывает больше информации, чем обычно. Как известно, дети в первый год жизни развиваются скачками: кризис 8-10 месяцев и есть один из таких этапов.

Выражается регресс в резком ухудшении качества и продолжительности сна. Ребенок может:

  • начать часто просыпаться ночью (даже, если он раньше спал уже всю ночь),
  • рано вставать,
  • сопротивляться укладыванию,
  • отказываться от дневного сна.

В течение дня вы можете наблюдать раздражительность и капризность в необычном проявлении.

Подобные кризисы сна происходят у детей в 3-4, 8-10, 12, 18, 24 месяца. В общем, достаточно много непростых периодов. А если добавить сюда еще и скачки роста , освоение физических навыков , то мы поймем, что жизнь родителей первые несколько лет после появления ребенка - совсем не сахар.
Регрессия в 8-10 месяцев может совпасть со скачком роста: тогда ко всему прочему может добавиться ночной голод . Что конкретно происходит с ребенком, необходимо определять по ряду индикаторов.

БУДЕТ ЛИ КРИЗИС ТЯЖЕЛЫМ?
Проявления у разных детей абсолютно разные. Вы можете и не заметить этот кризис, а можете ощутить его в полной мере. Практика показывает, что зачастую наиболее сильно сон ухудшается при отсутствии четкого режима и регулярности.
Поэтому, если вашему ребенку еще меньше 8 месяцев, очень хорошая инициатива - заняться налаживанием нормальной рутины. Тогда никакие зубы и кризисы вам будут не страшны.

КАК ДОЛГО ДЛИТСЯ РЕГРЕСС?
Кризис сна может занять от нескольких дней до нескольких недель.

Практика показывает, что в среднем ухудшение сна длится 7-10 дней. Но может затянуться и на 2-3 недели.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Прежде всего, помнить, что вызывается эта регрессия скачком в развитии малыша. Поэтому не нужно сердиться на ребенка: ему самому некомфортно. Держите в голове, что кризис скоро закончится.

2. Если у вас уже был установленный режим, то придерживайтесь его, независимо от происходящего. Кризис пройдет через какое-то время, а полезные установки сохраняться.

3. Не создавайте по возможности вредных привычек во время такого периода. Например, у одной мамы ребенок двух лет начал просыпаться ночью и никак не хотел засыпать. Тогда мама стала включать ночью мультики. В итоге кризис закончился, а ребенок продолжил просыпаться в два утра с просьбой посмотреть интересные мультики. Пример, конечно, утрированный, но смысл понятен.

4. Если ваш ребенок начала просыпаться ночью, и вы никак не можете его успокоить, то возможно причина в голоде, который вызван скачком роста. Попробуйте предложить кормление и посмотреть.

5. Если ухудшение сна длится более нескольких недель, возможно дело не в кризисе, а иных причинах.

6. Не начинайте кардинальных изменений в период регресса: это не время приучать к кроватке или обучать засыпать самостоятельно .

Когда вы держите его, он прямо стоит на ногах. Некоторые дети к этому моменту научаются самостоятельно вставать, опираясь на мебель или на вашу руку. Младенец перемещается на четвереньках или ползает, двигаясь при этом не вперед, а назад. Он может переворачиваться и кувыркаться. Кроме того, он дотягивается до игрушек и уже никого не просит о помощи!

Мелкая моторика

Ребенок может взять в руку какой-нибудь предмет (например, что-то съедобное) и держать его в кулаке. Помимо этого, он начинает осваивать тонкие операции, учится крепко удерживать мелкие предметы при помощи большого, указательного и среднего пальцев руки. Он уже может раскрыть ладонь и выпрямить пальцы, пытаясь бросить какую-либо небольшую вещь. Он перекладывает предметы из одной руки в другую и стучит предметами друг о друга: последнее ему очень нравится.

Зрение

Четкость и глубина зрения у ребенка в это время практически соответствуют четкости и глубине зрения взрослого человека. Малыш лучше видит то, что расположено вблизи, а не то, что находится вдали от него. Тем не менее он уже узнает людей и находящиеся в комнате предметы.

Ритм ребенка

Сон

Режим ребенка остается примерно таким же, как и в предыдущем месяце, за исключением того факта, что большинство малышей к этому возрасту отказываются от одного из периодов дневного сна.

Питание

Восьмимесячный младенец обычно ест твердую пищу дважды в день (плюс на полдник), кроме того, два - четыре раза в день он получает бутылочку смеси или грудное молоко (утром +/- в полдень +/- в 16.00 и вечером).

Теперь его питание устроено следующим образом:

  • утром: грудное молоко или бутылочка смеси;
  • в обед: 3-4 столовые ложки овощного супа или супа с мучными изделиями/зерновыми/корнеплодами с добавлением 1 ложки оливкового масла (вы можете также добавлять понемногу рапсового масла, однако будьте внимательны, оно обладает весьма специфическим вкусом). Кроме того, вы можете вместе с овощами давать ребенку небольшое количество белка: чередуйте молочный белок (в частности, специальный детский творог) с растительным (пюре из чечевицы). Не следует регулярно предлагать ребенку десерт: сахара замедляют переваривание съеденного за обедом. Лучше всего приучить ребенка к тому, что десерт он получает только по праздникам или в особых случаях. Сладкие продукты, в том числе и фрукты, следует отложить до полдника. Мы рекомендуем в первую очередь отменять именно обеденное кормление грудью (или из бутылочки): это можно сделать, когда малыш начнет получать достаточное количество твердой пищи и будет готов к отказу от молока. Затем вы можете постепенно отказаться и от грудного молока (смеси) на полдник.
  • Полдник: печеные или свежие фрукты и/или немного фруктового сока, а также печенье, приготовленное без использования яиц, или подсушенный хлеб. 3-4 раза в неделю (особенно если в обед вы не кормили ребенка творогом) можете также предложить малышу йогурт.
  • Ужин: легкое блюдо, к примеру то же, что на обед, или суп, а также грудное молоко или бутылочка с добавлением небольшого количества муки.

Некоторые родители смешивают вечернее молоко с овощным супом. Возможно, это неплохое решение, однако важно, чтобы ребенок хорошо понимал разницу между ужином и вечерним кормлением, которое для него должно быть связано с отходом ко сну.

Когда малыш бодрствует

Исследуя предметы, ребенок трясет их, стучит по ним, тянет их в рот. Он с восторгом обнаруживает, что с предметами можно играть, и обожает игровые развивающие центры. Однако больше всего он любит играть с вами - с родителями. Вот почему ему нравится смотреть, как его ложка или любимая игрушка падает, как вы их поднимаете, как она снова падает, - и так без конца.Кроме того, ваш малыш теперь понимает, как предметы связаны друг с другом: к примеру, он знает, что более мелкие предметы можно поместить внутрь более крупных. Он начинает отыскивать упавшие или исчезнувшие предметы и указывает на них пальцем. Точно так же, когда вы показываете ему книжки с картинками, от которых он в восторге, он указывает или смотрит на иллюстрацию, изображающую предмет, который вы только что назвали.

Он более явно проявляет свои чувства. Он может посылать воздушные поцелуи знакомым ему людям и повторяет какое-либо действие, если оно было встречено одобрением. Но помимо этого, к восьми месяцам большинство детей проявляют характерные признаки тревоги, связанной со страхом расставания. Желая привлечь к себе внимание, малыш ерзает и суетится.

Что касается речи, дело идет на лад! Младенец любит повторять двухсложные слова (чаще всего слова типа «баба», «мама» и «папа»). Это самое начало освоения слогов («да», «ба», «па», «ма»), которые скоро станут первыми словами!

Здоровье ребенка

Восьмой месяц: посещение участкового педиатра

К восьми месяцам рост ребенка составляет около 69 см, вес - около 8 кг, окружность черепа - от 43 до 45 см.

Этот визит важен. Врач, как и всегда, проверит состояние здоровья ребенка и его развитие, кроме того, он убедится, что введение твердой пищи и соответственное сокращение грудного или искусственного вскармливания не повлияли на вес ребенка. Поговорив с вами, он также удостоверится, что у малыша нет аллергии на новые для него продукты питания.

Прививки

В восемь месяцев не делают никаких прививок. Если вы собираетесь в путешествие с ребенком, узнайте о необходимых мерах предосторожности, о том, какие лекарства следует взять с собой (к примеру, если вы отправляетесь в зону риска заражения малярией), и о рекомендуемых/обязательных прививках (например, если вы едете в Африку, прививка от желтой лихорадки обязательна для взрослых и детей старше одного года).

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Аллергии. Сегодня аллергические реакции возникают у детей все чаще. Для родителей это постоянный повод для беспокойства, для медицинского персонала аллергия - проблема. Существует множество объяснений подобного роста аллергических реакций: «чрезмерная асептизация» (было подтверждено, что излишняя чистота способствует развитию аллергии), загрязнение окружающей среды, присутствие в рационе высокоаллергенных продуктов (арахисовое масло или глютен), следы яичных продуктов в вакцинах или даже остатки токсичных веществ в пище (в том числе и в некоторых детских смесях!). Однако в действительности лишь малая толика этих теорий подкреплена серьезными исследованиями, и потому в причинах возникновения аллергии довольно трудно разобраться.

Экзема. Здесь существует два объяснения: кожа ребенка соприкасается с материалом или продуктом, который вызывает аллергию, или же речь так или иначе идет о наследственном явлении. Иногда оба фактора действуют одновременно. На коже появляются прыщики или красные бляшки, которые очень чешутся. Они могут возникать в самых разных местах и иметь различную природу: это очень сухие, шелушащиеся участки кожи либо пузырьки на коже, которые появляются при мокнущей экземе и часто дополнительно инфицируются.

Врач пропишет вашему ребенку кортикоидный крем, который улучшит его состояние при обострениях, однако, к сожалению - не решит проблему окончательно. Применение такого крема может даже усугубить ситуацию, спровоцировав синдром отмены после того, как вы перестанете его использовать. Если ситуация не улучшается, вам следует задуматься о том, каким молоком вы кормите ребенка, и выяснить, нет ли у малыша непереносимости коровьего молока. Приучать ребенка к твердой пище следует в тесном взаимодействии с вашим лечащим врачом. Приведенный в досье «Привыкание к разнообразию» план введения твердой пищи хорош в том числе и для детей-аллергиков или склонных к аллергическим реакциям. Вам просто следует вводить новые продукты питания с большой осторожностью, на две недели или даже на месяц позже указанного в таблице срока. Если экзема приобретает характер хронического заболевания, советуем обратиться к природным средствам, длительное применение которых не представляет опасности для ребенка.

Полезно знать: при аллергии и экземе душ лучше, чем ванна. После мытья намажьте все тело малыша мазью: это средство нейтрально для его кожи. Высушите кожу ребенка, нежно похлопывая по ней неокрашенным полотенцем, лучше всего - из органического хлопка (стирайте полотенца гипоаллергенными порошками).

Пыльцевая аллергия . При такой аллергии бывают затронуты область ЛОР-органов и глаза. Раньше такая аллергия возникала довольно редко, в особенности у новорожденных. Сегодня выделения из носа, сопровождающиеся аллергическим конъюнктивитом, проявляются все раньше, даже у детей до 1 года.

Врач пропишет вам антигистаминный препарат в виде сиропа: он снимет раздражение слизистых. Кроме того, он также порекомендует местное лечение. В этом случае при длительном лечении естественные средства вновь окажутся более подходящими и менее вредными для ребенка.

Борьба с пыльцевой аллергией, гомеопатия как дополнение к аллопатическому лечению

  • При раздражении кожи и зуде, вызванных высвобождением гистамина: «Гистамин 15 СН».
  • Кроме того, по мере необходимости наносите толстым слоем крем с алоэ вера.
  • Против ринореи (выделений из носа): комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Против конъюнктивита: «Эуфразиа 5 СН».

Дозировка: по 2-3 гранулы от одного до нескольких раз в день. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием в зависимости от состояния ребенка.

Кризис восьмого месяца

Кризис восьмого месяца (который может проявляться в период с восьмого по десятый - двенадцатый месяц жизни ребенка) выражается в тревоге и страхе разлуки. Такая реакция проявляется не у каждого младенца, хотя она характерна для большинства. К восьми месяцам малыш не только начинает отличать свою мать (или тех, кто его нянчит и заботится о нем) от незнакомых людей, но прежде всего осознает, что его могут разлучить с предметом его безусловной любви.

Способность ребенка принять и постепенно смириться с этой разлукой будет формироваться поэтапно. Это одна из основ правильного развития его эмоциональной сферы. К восемнадцати - двадцати четырем месяцам данный этап будет полностью преодолен, а ему на смену придет «нет» и сложный, но конструктивный период сопротивления. Тогда ваш малыш вновь сможет без всякого страха взаимодействовать с другими людьми.

«Нужно ли мне добиваться того, чтобы мой ребенок сам и с удовольствием общался с другими взрослыми?»

Заставлять ребенка бессмысленно. Отнеситесь спокойно к тому, что малыш может бояться взаимодействовать с чужими людьми. Когда вы будете представлять ребенку гостей, обязательно объясните ему, что это знакомые вам люди и что вы им рады.

Что делать, если этот кризис совпал с моментом, когда у ребенка появилась няня?

Дайте малышу время для того, чтобы он постепенно привык к няне. Обычно такое привыкание происходит быстрее и легче, если за ребенком помимо мамы присматривают бабушка с дедушкой. Главное - успокоить малыша, утешить его, объяснить ему, что вы будете рядом, что вы его любите и что ему ничего не угрожает.

Перед любым расставанием, даже совсем кратким, предупредите его и объясните ему, что сейчас произойдет. Повторите несколько раз, что вы придете домой. Будьте спокойны, но тверды. Если у вашего малыша еще не появилась любимая игрушка, именно сейчас она ему очень поможет. Даже если вам кажется, что ему она не нужна (чаще всего такое ощущение возникает с детьми, которых кормят грудью), подарите ему игрушку. Она может пригодиться ему впоследствии, особенно в важные, переломные для него моменты: начало школьного обучения, каникулы у бабушки с дедушкой... Любимая игрушка станет для малыша предметом, который его «утешит», когда вас не будет рядом.

Ломаем все!

Многие малыши уже самостоятельно встают, держась за перекладины кроватки. Поле деятельности ребенка расширяется, и одновременно возникают новые проблемы. Кроха пытается карабкаться вверх по свисающим проводам, стягивает со столов скатерти, опрокидывает этажерки. Во избежание травм вам придется снова пристрастно оглядеть свое жилище и устранить все видимые опасности: закрепить шкафы у стен, убрать провода, надеть на углы столов специальные накладки.

Позаботьтесь о том, чтобы предоставить малышу как можно больше самостоятельности. В этом возрасте уже совсем не полезно во время кормления сажать ребенка к себе на колени. Он прекрасно может сидеть сам в своем стульчике и самостоятельно пить из чаш-ки-поилки, держа ее двумя руками. Обязательно купите своему малышу такую чашку с двумя ручками, крышкой и носиком.

Что занимает ребенка в этот период? Все то, что можно открыть и разобрать: банки с крышками, закрытые контейнеры. Если в семь месяцев он любил ковырять, то теперь начинает настойчиво отковыривать. Поэтому самая лучшая игрушка сейчас - это закрытый полупрозрачный контейнер . Положите в него несколько предметов (грецкие орехи, игрушки), закройте и дайте ребенку. Пусть пытается их достать.

В этом возрасте у детей формируется такая мыслительная операция, как анализ (разложение на составляющие): «из чего это состоит?». А вот операция синтеза (складывания) им еще недоступна. Поэтому требовать от восьмимесячного малыша, чтобы он не только вынул игрушки из контейнера, но еще и сложил их обратно, пока бесполезно. Он будет с удовольствием разбирать пирамидку, но когда мама начинает ее собирать, его интерес сразу угаснет. Точно так же вы не сможете сейчас уговорить его сложить башню из кубиков, зато он с радостью сломает эту башню так, чтобы кубики разлетелись по всей комнате.

И все-таки именно на восьмом месяце, когда малыш все крушит, ломает и разбрасывает, наступает время приучать его к порядку. Например, вы играете с кубиками. Минуты через три внимание ребенка переключается, теперь ему интересна пирамидка. Вы говорите: «Теперь поиграем в пирамидку, но сначала давай уберем кубики». На глазах у крохи вы складываете кубики в коробку, закрываете, и только потом берете пирамидку. Через три минуты ребенок тянется к мячику. «Тебе хочется поиграть с мячиком? Давай сначала уберем пирамидку, а потом поиграем в мячик». Попросите малыша вам помочь. Конечно, много он не соберет. Но если даже вы положите в коробку десять кубиков, а он только один, это уже будет первым опытом приучения к порядку, и к годику ребенок уже запомнит правило: я играю со следующей игрушкой только тогда, когда предыдущую положил на место. Причем уборка будет им восприниматься как продолжение игры.

Период разбора, разрушения продолжается очень долго. И в три года, и в пять, и в семь лет ребенку проще разобрать. Собрать, соединить в целое - это переход на совершенно другой уровень мышления, но не беспокойтесь, скоро кроха освоит и его.

Еще одно важное событие восьмого месяца: у ребенка появляется первая книжка , по крайней мере, должна появиться. Конечно, эта книжка должна отвечать всем требованиям безопасности, потому что малыш непременно ее потянет в рот. Кроме того, она должна быть красочной и предельно простой. Картинки с большим количеством деталей ребенок пока не воспринимает.

Как должны быть нарисованы герои первой книжки? Прежде всего, у них должно быть большое, хорошо прорисованное лицо. Это то, что малыши рассматривают прежде всего. У всех персонажей должны быть выразительные глазки, рот, нос (вспомните Колобка, у него больше ничего и нет). Дальше у героя идет туловище, ручки и ножки. Пока этого достаточно. Иногда в книжке персонажи остаются недорисованными. Например, глаза изображаются в виде кружочков со зрачками, без ресниц и бровей. Это допустимо, недостающие детали малыш придумает сам. Очень полезны интерактивные книжки: например, нажимаешь на фигурку коровы - она мычит, нажимаешь на колокольчик - звенит. А вот карикатурные изображения восьмимесячным малышам непонятны и даже вредны.

Я не случайно так подробно остановилась на книгах. Их в нашей жизни становится все меньше, бумажные издания уступают место электронным, домашние библиотеки больше не в почете. Даже книги по школьной программе сегодня легче и удобнее скачивать из интернета. Но маленьким детям необходимо манипулировать реальными предметами, им нужно не только увидеть книжку, но и взять ее в руки, лизнуть, потрогать. Тогда она становится понятной и близкой.

Как разговаривать с ребенком? Этот вопрос, как правило, особенно остро встает именно к восьми месяцам. Малыш еще не произносит осознанно названия предметов, тем не менее мы готовим его к речи. Надо ли все называть по-взрослому или можно как-то упрощать сложные слова? Например, «машина» или «бибика», собака или «гав-гав» - что правильно? Мама часто предпочитает лопотать, как дитя, но тут вмешивается папа или бабушка: «Чему ты ребенка учишь? Пусть сразу говорит нормально!»

Ребенку нужны оба языка. Ему пока еще недоступны длинные названия, поэтому, говоря с ним только по-взрослому, мы тормозим речевое развитие. Представьте, сколько еще должно пройти времени, прежде чем он будет в состоянии произнести слово «автомобиль» или даже «машина»?

Детский лепет стимулирует речевое общение. Если малыш уже знает, как называется предмет, он может попросить его не только жестами, но и словами. Здесь можно включить новую игру. Ребенок говорит: «Би-би-би-би-би». Даете ему утенка - «Нет. Би-би-би-би-би». Даете ложку - «Нет». На третий раз малышу вручают его законное «би-би», он удовлетворен - его поняли. Если ребенок тянется ручками к какому-то предмету, можете его спросить: «Что ты хочешь? Машинку? Би-бику? Собачку? Гав-гав?» Через некоторое время вы увидите, что ребенок разделяет два языка. Вы говорите ему: «Покажи собаку», - он показывает и говорит: «Ав-ав».

Социальное развитие . Пора выходить в песочницу . Это не значит, что ваш малыш уже готов к играм со сверстниками. Восьмимесячному ребенку будет абсолютно безразлично, есть в песочнице другие дети или нет. Ему интересно манипулировать с предметами. С другой стороны, он сейчас очень склонен к подражанию, и, если в песочнице окажется какой-нибудь капризуля, не исключено, что вскоре и ваш малыш начнет выгибаться и плакать по всякому поводу.

Приходя в песочницу, вы должны понимать, что:

  1. вы пришли, чтобы поиграть с песочком, с палочками, с лопаткой;
  2. если в песочнице начинается драка, следует забрать своего ребенка и уйти, потому что плохой пример заразителен;
  3. вы (взрослые) ни в коем случае не должны играть с чужими детьми - это вызывает ревность у вашего крохи.

Чем самостоятельнее становится ваш ребенок, тем острее он чувствует, что вы и он - это две отдельные личности. Его мир больше не замкнут только на вас. С другой стороны, это отделение от вас ведет к усилению «сепарационной тревоги». Малыш и хочет быть независимым, и одновременно боится потерять маму. Если вы будете уделять внимание другим детям в песочнице, эта тревога может усилиться многократно. Поэтому сейчас вы играете только с собственным ребенком, показывая ему, как обращаться с лопаткой, с ведерком. С другими детьми можно делиться игрушками, не более.

У вас должен быть отдельный пакетик игрушек для песочницы. Я рекомендую завести красивую матерчатую сумочку, которую можно стирать. Сложите в нее уличные игрушки. Их не должно быть много - ведерко, грабельки, совочек, машинка, формочка. На этом этапе ребенка больше всего занимает просто игра с песком - его приятно пересыпать, на нем интересно ставить отпечатки, делать дырки палкой, что-то чертить, а можно слегка закопать в песок игрушку и предложить малышу ее найти. Отыскивать различные предметы в куче песка - очень интересное занятие.

К концу восьмого месяца наступает время провести первую ревизию игрушек . Вы удивитесь, как много их накопилось. Что нужно убрать? В первую очередь - погремушки и подвесные карусели. Они ребенку уже не так интересны. В дальнейшем надо взять себе за правило проводить такую ревизию каждые полгода, потому что игрушки приходят в негодность, кроме того, их всегда бывает намного больше, чем нужно. Одновременно малыш может манипулировать максимум с тремя предметами, а за день игрушек, с которыми он играет, наберется не больше семи. Значит, все остальное можно смело убирать в шкаф, а дальше просто одни игрушки доставать, а другие убирать, сохраняя все то же общее количество.

Родителям расстаться с ненужными детскими игрушками бывает непросто. Все они напоминают о чем-то важном, все имеют свою историю. Но подумайте, что будет дальше, если от них не избавляться! Чтобы делать это легко и без сожаления, я очень рекомендую завести дневник и записывать в него историю жизни вашего малыша. Почему я не сказала о нем раньше? Да потому что раньше жизнь младенца не отличалась особым разнообразием. Но начиная с се-ми-восьми месяцев ребенок уже становится достаточно активным, и нам есть о чем писать. Кстати, когда в семье появляется следующий ребенок, очень полезно бывает вспомнить об этом дневнике и перечитать его вместе со старшим. Через эти записи вы напомните ему о том, как вы его любите, и поможете справиться с ревностью к младшему ребенку. И даже если у вас больше не будет детей, эти записи все равно очень важны, потому что потребность человека в любви не проходит никогда, и он в любом возрасте с удовольствием время от времени возвращается в счастливые воспоминания детства. Я уж не говорю о том, как полезно бывает маме через два-три года вернуться к своим собственным переживаниям и их осмыслить.

Страх разлуки

Основная проблема этого возраста связана с той самой «сепарационной тревогой», о которой мы уже говорили. Ребенок ни на шаг не хочет отпускать от себя маму. На фоне этой тревоги появляются ночные страхи. Мамы иногда описывают их так: «Ребенок встает ночью и просто стоит в кроватке». Некоторые начинают хныкать и плакать. Но многие дети просто молча стоят и высматривают маму.

Ребенок, который к этому моменту уже спит отдельно, может снова начать проситься в кровать родителей. Если перспектива спать втроем вас не привлекает, не соглашайтесь. А согласившись, уже не меняйте решения. Иначе вы еще больше усилите детские страхи. Взяв один раз проснувшегося малыша к себе в постель, приготовьтесь к тому, что он останется в ней до полутора лет. Если же вы до сих пор практиковали совместный сон, то в этот период начинать отделение нельзя ни в коем случае. Подождите до 12-14 месяцев. По моим наблюдениям, именно в этом возрасте дети уже спокойно, без проблем перебираются в свои кроватки.

Не рекомендуется пока переводить ребенка в отдельную комнату. Детская кроватка еще стоит рядом с родительской, чтобы вы могли всегда успокоить, погладить проснувшегося малыша. Если же ваш малыш уже спит в своей комнате, обязательно держите дверь открытой, чтобы услышать, если он проснется и будет вас звать. Ну и, конечно, непременно кладите в кроватку ту самую утешалку, игрушку-обнимашку, которую я рекомендовала завести во второй месяц. Если у вас ее до сих пор нет, обязательно заведите. Сейчас она вам очень пригодится.

Ребенок может предпочесть не обнимашку, а какой-то другой предмет, который дает ему спокойствие, - любимое одеяло, мамин халат. Почему именно мамин халат? Потому что он пахнет мамой. Почему именно свое одеяло? Потому что у него свой родной запах. У маленьких детей очень хорошо развито обоняние, и запахи их успокаивают.

Ничего плохого в такой «утешалке» нет, просто она не очень удобна. С игрушкой вы можете путешествовать, можете взять ее с собой в машину, в любую гостиницу, и ребенок будет всюду ходить с ней в обнимку. Но как он будет ходить в обнимку с вашим халатом или со своим любимым одеялом? Поэтому постарайтесь все-таки ввести в жизнь малыша игрушку-утешалку, предлагайте ее каждый раз, просто кладите в кроватку рядом с крохой.

Обнимашки-утешалки замусоливаются, затираются до дыр, у них отрывается все, что только может оторваться, и все-таки они остаются любимыми и незаменимыми. До трех лет ребенок воспринимает такую игрушку как настоящего друга. И пусть это будет безносый и безухий мишка, но малыш ни за что не променяет его на нового. Тем не менее обнимашку иногда приходится латать. А на время починки и стирки у нее должен быть «заместитель», такой же знакомый и привычный, которого вы тоже время от времени подкладываете в кроватку. Если, в конце концов, старая утешалка придет в полную негодность, вам будет что предложить малышу взамен.

Итак, малыш проснулся ночью в своей кроватке. Подойдите к нему, покачайте, тихонечко поговорите, не включая свет и не разгуливая. Нужно дать ребенку ощущение, что мама здесь, мама рядом. Подложите игрушку, чтобы он ее обнял. Разумеется, если ребенок стоит и плачет, его нужно успокоить. В этом случае возьмите его на ручки, поговорите, спойте колыбельную, но не идите с ним к себе в кровать, если не хотите, чтобы на следующую ночь повторилось то же самое. Снова положите малыша в кроватку, продолжая петь. В этот момент очень важно самой не заводиться, чтобы ребенок чувствовал ваше ровное дыхание. Если вы сейчас правильно отреагируете на эти ночные пробуждения, они скоро пройдут.

Это абсолютно ожидаемое, нормальное поведение, в нем нет ничего особенного.

Чего нельзя делать? Если малыш проснулся в тревоге, его не следует утешать пустышкой или кормлением. Иначе в сознании ребенка закрепляется следующая логическая цепочка: «Чтобы успокоиться, надо пожевать, пососать или поесть». Происходит так называемая оральная фиксация. А потом мы удивляемся, почему дети грызут ногти, почему взрослые «заедают» стресс или при малейшем волнении бегут курить. Это значит, что человек может успокоиться, только положив что-то в рот. И корни этой привычки тянутся из раннего детства. К восьми месяцам мы должны уже разделить процесс питания и процесс успокоения. Максимально удовлетворяйте потребность ребенка в заботе и внимании в течение дня, а укладывая спать, не давайте ни соску, ни бутылку, ни грудь. Просто обнимите.

Профилактика страха разлуки . Первое - всевозможные варианты игры в прятки, уже описанные ранее, готовят малыша к тому, что мама на некоторое время может пропасть из поля зрения, но обязательно вернется. Продолжаем играть в «ку-ку», «экран», накрываем полотенцем игрушку и находим ее, в песочнице прячем игрушки в песок.

Второе - создайте ребенку островок стабильности. Чаще всего им становится манеж - там безопасно, там все знакомо. Важно позаботиться о том, чтобы манеж был достаточно устойчивым и не переворачивался, если малыш встанет и на него обопрется. Посадите кроху в манеж, положите рядом любимую игрушку. Ничего не говоря, выйдите из комнаты. Через минуту ребенок начнет вас звать. Скажите ему пару слов из-за двери. На какой-то промежуток времени он успокоится, но вскоре снова станет звать. Подойдите к нему.

Важно ! Когда вы подходите к расплакавшемуся малышу, излучайте позитив и радость. Исключите риторические вопросы типа: «А что у нас случилось? Почему мы плачем?» От появления мамы ребенок должен испытывать радость, а не успокоение. Это очень существенная разница. Не связывайте в сознании малыша свое появление со спасением от чего-то страшного. Вы пришли просто потому, что соскучились, хотите пообщаться, поиграть, а не потому, что ваше отсутствие опасно. Если вы будете приносить с собой радость, ребенок сразу настроится на вашу эмоцию, и ваши исчезновения перестанут вызывать у него тревогу: «Если мама исчезла, значит, она скоро снова придет, возьмет меня на руки, и мы вместе поиграем».

Мама. День сурка

«Скажите, как не сойти с ума во время декретного отпуска? У меня жизнь превратилась в „день сурка" - с утра до вечера занимаюсь одним и тем же, никогда не высыпаюсь. А хуже всего то, что я потеряла связь с тем миром, в котором жила раньше».

Если женщина так заговорила, значит, ее уже не удовлетворяет замкнутый мир материнских забот, у нее появилась потребность как-то менять свою жизнь. И это вполне закономерно. Вы возвращаетесь к себе как к женщине. Пожалуй, пора приводить себя в порядок. Если раньше я говорила, что любые походы на гимнастику, в бассейн и прочее допустимы только с ребенком, то теперь вы вполне можете время от времени оставлять малыша с кем-нибудь из родственников и позволять себе небольшой выход в мир.

Найдите время для встреч с друзьями. Общение вне дома помогает прийти в себя и вернуться к реалиям той жизни, о которой вы почти забыли за время сидения в четырех стенах.

«Я - обслуживающий персонал, машина. С утра до вечера кручусь как белка в колесе, а мой муж считает, что я бездельничаю!»

Что тут можно сделать? Прежде всего, понять причину такого отношения. А причина проста: работающий папа видит свое чадо в лучшем случае три-четыре часа в день. Основной «удар» в течение дня берете на себя вы, но муж-то этого не видит. Когда вечером он приходит с работы, вы уже кормите, купаете и укладываете спать. Если он приходит пораньше, у него есть возможность поиграть с малышом. И малыш изо всех сил старается соответствовать папиным ожиданиям - не хныкать, не капризничать. Откуда же мужу знать, что в его отсутствие все выглядит совсем иначе? Он действительно может не понимать, насколько вам трудно.

Вот что я обычно советую мамам.

  • Если вашему ребенку запланирована прививка или назначены какие-то медицинские процедуры, пусть в поликлинику с ним идет папа. Возможно, он узнает много нового о своем «спокойном» ребенке.
  • Не обижайтесь на его «ты все равно сидишь дома». Слышать это действительно неприятно. И женщина обычно огрызается: «А ты попробуй сам с ним посиди!» Хотите, чтобы муж вам помог? Тогда формулируйте вашу просьбу в доброжелательной форме: «Поиграй с ним в мячик, пожалуйста». Для мужчины очень важны две вещи: доброжелательный тон и конкретно выраженное пожелание.
  • Правильно расставьте приоритеты. Что вы будете делать, отдав мужу ребенка? Наверняка пойдете на кухню и займетесь домашними делами. Не делайте этого! Отдохните. Сядьте тут же в комнате, посмотрите, как муж играет с малышом. Или наберите себе ванну. Ваш супруг воспримет это намного лучше. Бурная деятельность на кухне вызывает раздражение, потому что для мужчины это сигнал к тому, что он тоже должен что-то делать. А что - непонятно. И его начинает грызть чувство вины.
  • Сделайте мужа своим заместителем, а не помощником. Что мы обычно говорим? «Помоги мне его искупать. Подержи полотенце...» Когда родители купают малыша вместе, мама невольно берет на себя большую часть работы, потому что она умеет это делать лучше и быстрее. В результате мужчина чувствует себя как подсобный рабочий. Но ведь он может сделать все точно так же, как и вы! Пусть медленнее, пусть не так ловко и аккуратно, но может. Попросите его искупать ребенка и устранитесь. Это важно. Если вы научитесь не давать своему мужу указаний, не стоять у него над душой, то в будущем вы сможете совершенно спокойно выдерживать длительные завязывания шнурков своего ребенка, медленное одевание колготок и застегивание курток. Подготовьте себя к этому, потому что гораздо проще сделать все самой. Проще, но не лучше.
  • Оставляйте папу одного с ребенком. Это не испытание. Это просто возможность для вас сходить в парикмахерскую, в поликлинику, а для папы - побыть с малышом. Сейчас существует огромное количество всяких механических приспособлений, с которыми папам нравится возиться, так что проблем с подогревом бутылочек не возникнет. Уходя, не забудьте оставить координаты для связи: «Посмотри, вот телефон „неотложки", вот телефон моей мамы». Все контакты повесьте на видное место. Очень важно не бояться, что папа сделает что-то не так. Вернувшись, обязательно поблагодарите его. Не говорите о том беспорядке, который он оставил на кухне, о разбросанных грязных подгузниках. Поблагодарите просто за то, что все хорошо. Побыв с ребенком несколько раз по полдня, ваш муж, скорее всего, поймет, чем же вы занимаетесь дома, и совершенно по-другому начнет к этому относиться.

Муж пришел с работы...

«Прихожу домой, она: „Поговори со мной". А я за день так наговорился, что язык не ворочается». Нехватка общения, которую испытывает женщина, сидя дома, может приводить к размолвкам. В связи с этим хочу посоветовать следующее:

  • Когда муж приходит с работы, дайте ему поесть молча, ни о чем не спрашивая. Можете сами рассказывать, что у вас произошло за день, но не требуйте ответной реакции.
  • Не ставьте тарелку перед телевизором. Еда в сочетании с пассивным созерцанием действует очень расслабляюще. После этого подняться из-за стола и пойти заниматься ребенком очень сложно. А вы же этого ждете от мужа?
  • Муж не должен быть эмоциональной батарейкой. Ищите другие способы «подзарядиться». Какие? Прогулки, спорт, общение с подругами, общение с докторами, общение с мамой, бабушками и т. д. Можно читать книги по своей специальности, если вы боитесь потерять квалификацию. Можно заняться изучением языка.
  • Если вы хотите узнать, как у мужа прошел день, лучше всего не задавать вопросов типа: «Ну что у тебя сегодня произошло?». Расспросите его о том: l) что сегодня порадовало; 2) что сегодня удивило; з) что сегодня расстроило. Ведь вас и в самом деле интересуют не факты сами по себе, а то, как их переживает ваш супруг. Конечно, он может ответить: «Ничего меня сегодня не порадовало». Пусть так. Поделитесь с ним тем, что было радостного в вашем дне. Постепенно он привыкнет и тоже начнет делиться с вами своими чувствами.

Читайте также: