Воспитание гармонично развитой личности. Современные проблемы науки и образования

Понятие «гармоничная личность» имеет несколько определений. Но все они сводятся к одному смыслу, напоминающему известное выражение А.П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно.

Что такое гармоничная личность? Это личность, у которой внутренний мир находится в состоянии баланса.

Внутренняя гармония возникает, когда человек понимает себя, знает свои достоинства и недостатки, строит планы и воплощает их в жизнь. Внешняя гармония – это благоприятные продуктивные отношения человека и окружающего мира.

Это согласованность мыслей и действий, слов и поступков. Все эти соответствия должны проявляться в каждой сфере человеческой жизни – будь то профессия, семья или творчество.

Гармоничная личность в психологии – это согласованность действий с окружающим миром и сбалансированный образ жизни.

Всесторонне гармонично развитая личность – это человек, который:

  • занимается любимым делом;
  • имеет полезный круг общения;
  • удобно распределяет время на работу и хобби;
  • радуется жизни;
  • чувствует себя счастливым.

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» имеют разное семантическое наполнение. Человек, ощущающий радость от жизни, не всегда гармонично развит. Он может быть более компетентным в одной области и быть совершенным профаном в других. Гармоничное развитие личности предполагает нормальный для ее возраста уровень физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических показателей.

При воспитании ребенка окружение должно создать для него такие условия, при которых все природные задатки будут развиваться в равной мере. Он должен усвоить правила здорового образа жизни, необходимость заниматься физическими нагрузками, учиться чему-то новому постоянно.

Гуманистическая модель развития ребенка

В современной педагогике ведущая идея – воспитание гармоничной развитой личности с помощью гуманистической модели.

Ее основные позиции:

  1. Каждый человек – неповторим.
  2. Для него обязательным является формирование нравственных ценностей.
  3. Человек должен понять, в чем смысл его существования.
  4. Каждый индивид должен быть внутренне свободен, что выражается в желании самосовершенствоваться.

Поскольку человек – это целостная система, то изучать его следует с разных сторон. При этом важно понимать, как он видит мир и себя в нем. Нужно осознавать, что он – активный и творческий индивид.

Внутреннее развитие человека длится всю жизнь. Этот процесс индивидуален и имеет разную интенсивность. Только активные действия приведут к положительному результату. Если же не прилагать к этому никаких усилий, то можно остаться посредственностью – никому не интересной и не привлекательной.

В любом возрасте можно улучшить качество жизни благодаря внутреннему росту. Чтение книг, изучение иностранных языков, воплощение своих юношеских идей, творчество, общение с интересными людьми помогают этому процессу.

Условия преобразований

Существует внешние и внутренние факторы, влияющие на личностное становление человека.

  • влияние социальной среды;
  • семейное воспитание;
  • обучение.

Внутренние факторы включают данные от природы особенности и склонности человека, его влечения, а также гамма чувств, возникающих под влиянием внешних факторов.

Гармонично развитая личность должна быть результатом проявления этих факторов. Такой человек обычно жизнерадостный, уверенный в себе. А если он в ладу с собой, тогда и окружающие видят в нем интересного собеседника и друга.

Начать заниматься собой можно в любом возрасте, но лучше делать это с детства. Совершенствование человека возможно на протяжении всей жизни. Главное, чтобы было большое желание и активные действия.

В каких условиях происходит гармоничное развитие личности? К ним относят:

  1. Физическое воспитание.
  2. Нравственное воспитание (выработка линии поведения, соответствующая нормам общества).
  3. Умственное воспитание (формирование навыков мышления, анализа, памяти, концентрации внимания и т.д.).
  4. Эстетическое воспитание (способность воспринимать гармонию и прекрасное в природе и искусстве).

Все эти направления воспитания должны быть взаимосвязаны.

Как распознать гармонию

В психологии выделяют такие признаки гармоничной личности:

  • хорошее физическое и психологическое самочувствие человека;
  • положительные чувства и эмоции преобладают;
  • в целом положительная оценка себя, при этом четкое понимание своих недостатков;
  • желание самосовершенствоваться;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • умение достигать того, что запланировано;
  • чувство удовлетворенности работой, отношениями в семьи и с друзьями;
  • забота о здоровье;
  • стремление к постижению общечеловеческих ценностей, красоте и гармонии во всех сферах жизни.

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Человеку свойственно стремление к счастью и свободе. Поэтому всегда общественный идеал личности связывался с этими понятиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких действиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели воспитания, следовательно, в значительной мере и содержание самого воспитания.

Философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и свободы, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.

Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что счастливым может быть только человек мудрый. Мудрость же состоит не только в философских рассуждениях, но и в правильном использовании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой.

Мудрыми, а значит и счастливыми, могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусные кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку*.

* См.: Платон. Диалоги.-М., 1986. - С. 113-135.

Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали все-таки предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, сладость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи калокагатии - гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.

В средние века почти повсеместно на Земле господствовала идея подчинения и служения человека Богу. В значительной мере она в несколько измененном виде сохранилась и до нашего времени. В человеческом обществе немало религиозных учений: буддизм, магометанство, христианство, иудаизм и др. Каждое из них имеет свои особенности. Общим для всех в отношении цели воспитания является формирование такой личности, которая на Земле все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное - в вечной жизни. Земная жизнь - лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов, стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на божественную помощь, спасение и понимание неотвратимости наказания за грехи, - на этих положениях основано (в той или иной степени) воспитание во всех религиозных школах.

В эпоху Возрождения поэты и художники Данте, Рафаэль и др. вновь обращаются к идее человека, возвышения его роли в обществе, провозглашения безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению аскетизма и подчинения церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождающейся буржуазии - философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответственности.

В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном ее философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее глубоко раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем и гармоничном развитии личности было развито советскими педагогами (Н. К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским).

Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не только благим пожеланием, но и объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию.

Особую актуальность приобрела задача всестороннего развития всех граждан общества в эпоху научно-технической революции, автоматизации и компьютеризации процессов производства. Известный советский педагог М.Н. Скаткин обосновывал необходимость всестороннего развития всех детей пятью условиями - особенностями развития современного общества: механизацией и автоматизацией процессов промышленного производства; превращением науки в непосредственную производительную силу, когда научные разработки очень быстро внедряются в народном хозяйстве и в быту; участием всего населения в управлении обществом и государством, в общественной жизни; обострением идеологической борьбы между различными общественными системами; увеличением количества свободного времени у населения.

Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*. В дальнейшем представления о содержании понятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.

* Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.

Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.

Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.

Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.

Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.

Идейно-политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.

Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.

Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.

Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их основе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.

Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Поэтому, семейная педагогика считается составной частью теории семейного воспитания -- планомерного, целеустремлённого, и систематического развития и формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Это наука о закономерностях воспитания детей в условиях семьи. В современном обществе семейное воспитание перестало быть только личным делом матерей и отцов. В Конституции РФ упоминается о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества .

В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Родители постоянно задумываются о том, как лучше определить для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка - счастливая и полноценная жизнь этого ребёнка. На создание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты умственного, нравственного, трудового воспитания личности. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью:

  • · в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
  • · семья осуществляет социализацию личности; из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество;
  • · семья обеспечивает преемственность традиций;
  • · важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • · существенное влияние оказывает семья на выбор профессии .

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составные компоненты содержания семейного воспитания: физическое (здоровый образ жизни, правильная организация распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма), нравственное (воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга), интеллектуальное (заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления), эстетическое (развитие талантов и дарования детей, представления о прекрасном, существующем в жизни), трудовое (закладывает основу будущей праведной жизни детей) воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою специфику: влияние на ребёнка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности; выбор методов зависит от педагогической культуры родителей (понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье. Методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации .

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье: слово, родительский авторитет, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, режим дня, литература, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.

В современном обществе всё заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей.

Причины кризиса: ухудшение экономической ситуации в стране (основное время родителей тратится на добывание средств к существованию); низкая культура общественной жизни (двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряжённость, неуверенность в завтрашнем дне); двойная нагрузка на женщину в семье; высокий процент разводов (как следствие многих социально-бытовых и моральных причин); нарушение на практике объявленного законом равного права отца и матери в воспитании детей; обострение конфликтов между поколениями; увеличение разрыва между семьей и школой; непрестижность обычной общеобразовательной школы .

Пути повышения воспитательного воздействия семьи: гуманизация отношений в семье (не авторитарные влияния, а доброта, милосердие); объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направления этих усилий на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях; координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами.

В современном обществе цель семейного воспитания - заложить основы формирования личности, а также её всестороннего развития: умственного (интеллектуального), нравственного (эмоционального), эстетического; приучить детей к труду, развивать у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Семейное воспитание должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (домашнего труда, учёбы, игры и т.д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста. Выделенные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ребёнка.

Правильно поставленное умственное воспитание в семье раскрывает перед детьми широкий простор для накопления знаний как базы для формирования научного мировоззрения; овладение основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением; выработки интеллектуальных умений (читать, слушать, высказывать свои мысли устно и письменно, считать, работать с книгой, компьютером) готовит их к умственной деятельности.

В раннем детстве у ребёнка память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее общий и верный путь интеллектуального развития ребёнка - введение его в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми, способствующее развитию речи .

Развитие детского ума происходит постоянно: во время повседневного общения с родителями, во время игр и занятий со взрослыми, выполнения общих домашних дел, на прогулках. Самые обыденные занятия - еда, умывание, одевание и другие - несут ребёнку массу сведений. Чрезвычайно важны ответы взрослых на детские вопросы, их разъяснения. Родители, обращая внимание детей на окружающие их предметы, учат их видеть и сравнивать. Обращая внимание ребёнка на то, что происходит в природе, взрослые, как правило, употребляют новые слова, которые характеризуют предметы, что в свою очередь расширяет кругозор и словарный запас ребёнка.

Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важны игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но разные по величине предметы, игры на выбор предметов определённого цвета.

Необходимо иметь в виду, что длительное время играть в одиночестве ребёнок младшего дошкольного возраста не может. У него иссякает воображение, он начинает скучать, использует игрушки не по назначению. Своевременная подсказка темы игры взрослым, даже его простое внимание к игре побуждает ребёнка к новым действиям, что способствует и более успешному умственному развитию.

Незаменимым средством умственного воспитания является художественная литература. Читая сказку, рассказ, стихотворение, родители должны обращать внимание своего ребёнка на отдельные слова и выражения, задерживать его внимание. Важно научить его пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Сначала ребёнок привыкает слушать литературное произведение, после - отвечать на вопросы, поставленные взрослым, включать в рассказ отдельные слова и предложения. Так ребёнок подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Важно также научить ребёнка находить в произведении главную мысль («О чём эта сказка?», «Что ты узнал из этого рассказа?»). Для развития связной речи и обогащения словаря особое значение имеет рассказ малыша по картинке. Интенсивному развитию сообразительности дошкольника способствуют конструирование, изобразительная и трудовая деятельность.

Могучим стимулом дальнейшего умственного развития становится учёба ребёнка в школе. К. Д. Ушинский отмечал, что умственный труд едва ли не самый тяжёлый, ребёнка следует приучать к нему постепенно. Процесс систематического учения невозможен без воспитания у школьника культуры умственного труда. Семья в состоянии оказать существенную помощь детям в организации их умственной деятельности, в воспитании наиболее рациональных приёмов и методов познания. При отсутствии помощи и контроля со стороны родителей учащиеся нередко вырабатывают неудачные, а порой и неправильные методы и приёмы учебной работы, которые иногда сводятся к простому, неосмысленному заучиванию заданного урока, хотя есть и такой материал, который необходимо просто запомнить. Такая подготовка уроков может в дальнейшем привести к потере интереса к учению, к неуверенности в своих силах. В семье необходимо учить детей рациональным методам и приёмам работы, в частности умению работать с учебником. Работу над текстом учебника целесообразно организовать в такой последовательности:

  • 1) чтение всего параграфа про себя или вслух с целью общего знакомства с его содержанием;
  • 2) деление текста на смысловые части;
  • 3) выделение из каждой части главной идеи;
  • 4) выяснение смысла непонятных слов и терминов;
  • 5) пересказ текста своими словами.

При подготовке домашних заданий школьники, читая учебники, другую литературу, встречают слова, смысла которых не знают. Младших школьников необходимо убедить, что, встретив при чтении непонятное слово, нужно обратиться за разъяснением к взрослому. Также следует приучить школьника пользоваться справочной литературой. Контролируя выполнение домашнего задания, родители должны не только интересоваться выученными уроками, но и обращать внимание на то, как ребёнок уяснил сущность новых понятий.

Необходимо, чтобы ребёнок приобретал навыки самоконтроля - сознательной оценки своих действий, поступков, самостоятельного исправления ошибок. Задача родителей - помочь ему в формировании этих навыков. Вот почему овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности, ребёнка должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности.

Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания - понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное сознание - активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление - основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения .

Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

Главный путь нравственного воспитания маленького ребёнка - общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать .

Родителям не следует скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.

В дошкольный период незаменимым источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего .

Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами. Однако в нравственном воспитании недостаточно знание ребёнком моральных норм, требований и даже сознательное следование им в своём поведении.

Исследования советских педагогов и психологов показали: чрезвычайно важно, чтобы ребёнок ощущал от своего поведения и отношения к другим внутреннее удовлетворение. Лишь в этом случае моральные принципы общества становятся его личным достоянием, и поведение такого ребёнка становится устойчиво нравственным. Поэтому важнейший путь совершенствования нравственного воспитания детей любого возраста состоит в создании условий, при которых следование моральной норме становится эмоционально притягательным, переходит из сферы должного в область личного желания.

Одним из таких условий является создание и поддержание эмоционально-положительного отношения детей к лицу, предъявляющему моральные требования, в частности к родителю. Родительский авторитет может быть истинным и ложным. А. С. Макаренко различал несколько разновидностей ложного авторитета: авторитет доброты, выражающийся в постоянном захваливании детей, авторитет подавления, поддерживающийся страхом перед физическим наказанием, авторитет педантизма и резонёрства, основанный на бесплодном морализировании, авторитет панибратства, вытекающий из ложного понимания «свободного» воспитания.

Кроме того, В. А. Сухомлинский указывал на 3 разновидности уродливой любви родителей: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. В первом случае, слепо восхищаясь своим ребёнком, родители создают условия для вседозволенности и теряют нити управления его развитием. Деспотическая любовь основана на убеждении, что наказать ребёнка лишний раз не помешает, а слёзы, страх и слепое повиновение детей такие родители считают достижениями в воспитании. Любовь откупа также основана на заблуждении, будто долг родителей заключается в том, чтобы накормить и одеть детей. В таких семьях дети лишены эмоциональных контактов, их нравственный мир опустошён и обездолен .

Подлинные родительские любовь и авторитет основаны на справедливой требовательности и одновременно глубоком уважении к детям. Другим условием совершенствования нравственного воспитания является формирование у ребёнка положительного образа самого себя. С этой целью эффективно применение приёма, предложенного А. С. Макаренко, который можно назвать приёмом авансирования, то есть приписывание ребёнку авансом тех качеств, которых пока нет.

Задача родителей - учить детей сочувствовать человеку, понимать его переживания, уметь поставить себя на место другого. Для её решения возможны разные варианты.

Нужно рассказывать детям о тех переживаниях, которые родители испытали в связи с тем или иным отношением окружающих. Такие разговоры старших развивают восприимчивость детей к душевному состоянию других людей.

Интересен приём, который придумал английский писатель Джеймс Олдридж для своих сыновей. Он предлагал им, взглянув на случайного прохожего, представить себе, кто он, куда идёт, о чём думает, что делал вчера и т. д. Это упражнение развивает в детях внимание к людям, умение поставить себя на место другого человека.

Родители могут стимулировать эмоционально-нравственное отношение своего сына или дочери к действительности, помогая им сравнивать свое поведение с отрицательным и положительным эталоном поведения. Причём наилучший воспитательный эффект будет достигнут тогда, когда в сравнении себя с отрицательным эталоном, в констатации отрицательного в себе инициатива принадлежит самому ребёнку, а в констатации положительных черт инициатива находится в руках взрослого.

Весьма велика роль моральных принципов в формировании и развитии личности. Огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Всё это, естественно требует, эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - один из видов воспитания личности, цель которого - формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание включает в себя:

  • · эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребёнке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления;
  • · формирование духовных потребностей.

Основой эстетического воспитания является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание (целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности), художественное образование (процесс освоения детьми совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству) и художественно-творческое развитие (целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства) детей .

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребёнка. Родители учат детей замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помогают им выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, содействуют приобщению их к художественному творчеству.

Огромные возможности для эстетического воспитания заложены в окружающей ребёнка действительности. Задача родителей раскрыть красоту окружающего мира. Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса принадлежит первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Привлекая детей к участию в наведении чистоты и порядка, к созданию уютной обстановки в квартире, родители также воспитывают эстетические вкусы. Однако сердцевиной эстетического воспитания в семье является приобщение детей к творчеству (художественное воспитание).

Дети очень рано обнаруживают потребность рисовать и лепить. Родители должны помочь своим детям приобрести определённые навыки в рисовании. Умение ребёнка читать чужой рисунок - первое условие его готовности к изобразительной деятельности. Ребёнок очень рано, ещё до того, как научится читать, любит листать иллюстрированные книжки. Это занятие нужно поощрять, помогая понять изображение.

Родители приобщают детей к рисованию с натуры, по памяти, подключают декоративное рисование, составление узоров, лепку. Особенно следует поощрять трудолюбие, настойчивость, самостоятельность - качества, являющиеся залогом развития художественных способностей.

В эстетическом воспитании детей большое значение имеет развитие чувства любви к природе. В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребёнка, как экологическая воспитанность.

Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, научить ребёнка бережно к ней относиться. С точки зрения экологического развития многое дают походы и экскурсии по родному краю, участие семьи в таких мероприятиях, как День птиц, День леса, всякое разумное общение семьи с природой.

Эстетически развитый ребёнок способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

Важнейшей задачей семейного воспитания и важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребёнка является его трудовое воспитание.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные, организованные виды общественно полезною труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практическою мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Задача трудового воспитания - это и осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Условия эффективности трудового воспитания:

  • * чем раньше ребёнок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
  • * трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу;
  • * радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления (легкий труд без напряжения не оказывает положительного воспитательного эффекта);
  • * контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;
  • * труд должен сменяться отдыхом, утомление снимается также чередованием видов труда;
  • * каждое трудовое задание, должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом. Чем большее значение имеет этот результат для общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное воздействие труда;
  • * в производительном труде не следует отрицать личную материальную заинтересованность ребёнка, только через личную заинтересованность ребёнок может научиться работать в полную силу, включиться в работающий коллектив;
  • * организация трудовой деятельности должна быть тесно связана с нравственным воспитанием, чтобы ребёнок переживал радость труда на общую пользу, в интересах коллектива;
  • * труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;
  • * в процессе трудовой деятельности дети должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

В раннем возрасте трудовая деятельность ребёнка тесно связана с играми. Дети младшего дошкольного возраста ещё не осознают, почему им хочется помогать взрослым. Малыши, как правило, выполняют несложные работы, подражая старшим, особенно если последние разумно организуют и поощряют такую работу. Ребёнку нравятся поручения, выполнение которых содержит элементы игры или доставляет эстетическое наслаждение. Для взрослых здесь заложена возможность воспитать у ребёнка понимание необходимости труда, его пользы. Однако неправильно было бы превращать труд в игру во всех случаях .

Для детского труда необходимо создать условия. Следует отвести специальное время для трудовых занятий, позаботиться, чтобы у детей было оборудование, соответствующее их возрасту, силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки, ножницы и др.). Нельзя заставлять ребёнка производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке работу, которая, естественно, не даст хороших результатов, или работу, угнетающую детей однообразием, утомительными действиями. Это только вызовет отрицательные эмоции и может отвратить ребёнка от труда. Только тогда дети полюбят труд, если ему сопутствует оптимистическое настроение, если радуют как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребёнка, помочь, если он испытывает затруднения, предложить ещё раз попытаться сделать, если ясно, что ребёнок не приложил необходимых усилий.

У ребёнка постепенно складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой и эстетическим наслаждением, но и к тем, которые не столь занимательны, но необходимы, то есть происходит осознание важности любого вида трудовой деятельности. Ребёнка в дошкольном возрасте следует подводить к пониманию необходимости выполнения такой работы, в которой нуждаются другие люди. Трудовые действия ребёнка должны происходить в обстановке внимания, любви, моральной поддержки взрослых. Стремление ребёнка хорошо выполнить поручение должно быть одобрено родителями, вызывать у ребёнка положительные эмоции. При этих условиях воспитывается истинное трудолюбие.

Младший школьник тяготеет к выполнению такой работы, которая отличается разнообразием, непродолжительностью и наглядной результативностью. Основным видом деятельности младшего школьника является учёба. Однако она не должна вытеснять все остальные виды труда, в том числе и такого важнейшего в условиях семьи, как труд по самообслуживанию.

Успешное воспитание у детей нравственно-трудовых качеств во многом зависит от организации семейного быта. В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено своё место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности в такой семье распределены так, что каждый её член загружен соответственно его силам и возможностям, тяжёлые работы выполняются сообща, неприятные - по очереди.

В процессе воспитания у ребёнка привычки к труду важен постоянный контроль взрослых. Характер контроля зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Работу дошкольника и младшего школьника необходимо проверять и в процессе её выполнения, и после окончания. Нельзя допускать, чтобы он выполнял какую-либо трудовую операцию неверно или кое-как. Это может стать началом накопления отрицательного опыта. Работу старших детей, в частности подростков, которые нуждаются в большем доверии, целесообразно в основном контролировать по её окончании. Традиции семьи, следуя которым ребёнок рано становится участником общего труда, дают значительный воспитательный эффект. Важнейшим критерием воспитанности человека является его отношение к труду.

Таким образом, отношение детей к семье, людям, обществу, труду, учёбе, природе, искусству формируется в процессе многостороннего их просвещения - умственного, нравственного, эстетического, трудового. Первостепенную роль в этом играет слово родителей. В процессе общения с сыновьями и дочерьми они призваны внушать им передовые взгляды, разъяснять правила поведения в обществе, убеждать следовать принципам морали, расти патриотами, быть трудолюбивыми, скромными, порядочными, культурными.

Итак, семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование и развитие личности ребенка. В семье ребенок получает первые жизненные уроки, поддержку и помощь. Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания, отношения родителей к ребёнку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребёнка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов, игнорирование интересов ребёнка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребёнку без излишней навязчивости, стремления поддержать в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, готового и способного помочь окружающим человека.

03.02.2012

Воспитание вообще не легкий и очень ответственный процесс. А воспитание гармоничной личности является идеалом и главной его целью. Вот если бы найти рецепт и четко знать, что же нужно сделать, чтобы Ваш ребенок гармонично развивался! Но мы никогда не найдет готового шаблона, который подойдет всем. Ведь каждый ребенок - индивидуальность.

Для начала хотела бы процитировать Вам слова из книги «Детская йога» авторов А. Богатова и С. Сергеева, которые мне очень близки:

«Гармоничное развитие ребенка включает в себя - развитие тела, души и духа.

Развитие тела - физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье, а значит способность воспринимать различные потоки энергии.

Развитие души - чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства (общение с Красотой).

Развитие духа - познание мира и себя.

Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развитие только в какой-то из этих областей без развития других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому, если вы все же решитесь помочь (именно помочь, заставить в данном случае не возможно) своему ребенку развиваться гармонично, то желательно с самого начала воспитания обращать внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какой-либо из составляющих в ущерб другим»

В последнее время мы можем очень явно замечать, что родители увлекаются развитием именно интеллектуальной составляющей. В итоге не редкость хилые ученики, пустующие залы в театрах, на выставках и снижение нравственного уровня в целом. Еще Теодор Рузвельт говорил о том, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». А порой юное дарование не в состоянии самостоятельно справиться с завязыванием шнурков, что тоже, согласитесь, не гармонично. На это есть золотые слова Аристотеля «В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Или же идти параллельно .

Связать, объединить все составляющие для гармоничного развития личности - одна из задач именно родителей. Ребенок в юном возрасте следует за нами, и хотя у мудрых родителей получается прислушиваться к предпочтениям своего ребенка, в основном мы, мамы и папы, делаем первый выбор для своего чада. Это мы решаем отдать его в ту или иную секцию, купить определенную книгу, выбираем для просмотра фильм или включаем музыку, проводим то или иное развивающее занятие. Задавая различные направления, охватывая, например, и эстетическое развитие и техническое обучение, что особенно актуально в наш высокотехнологичный век, мы расширяем возможности нашего ребенка, формируем свободу выбора. Наступит момент, когда ребенок сможет определиться, что его больше привлекает в жизни, и выберет свой путь и, возможно, углубиться в какую-то тему.

Считаю, что процесс воспитания гармоничной личности бесконечен. Можем ли мы, взрослые с уверенностью сказать о себе, что мы гармоничны и совершенны? Поэтому вижу очень важной задачей воспитания гармоничной личности создание фундамента для способности к самообразованию и самосовершенствованию. Пусть Ваш ребенок в зрелом возрасте сможет достичь гармонии в его собственном понимании.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В сегодняшней статье вы узнаете, что собой представляет гармоничное развитие личности. Выясните, как проявляется поведение людей, живущих в гармонии со своим внутренним миром и окружающей средой. Рассмотрим основные принципы, то, как происходит формирование такой личности. Поговорим и о проблеме дисгармонии.

Определение понятия

Гармоничная личность — человек, имеющий оптимально интегрированные динамические внутренние структуры, согласованность с окружающим миром, нормально протекающей жизнедеятельностью. Личность, которая развита гармонично — это индивид, имеющий равномерное развитие во всех сферах своей деятельности, у которого отсутствуют внутренние конфликты, наявна внутренняя гармония . Такой индивид имеет достижения в различных направлениях, но у него присутствуют специальные навыки или умения, которые выделяются на фоне остальных.

Гармоничной называется та личность, у которой присутствует баланс между внутренним и внешним миром.

  1. Под внутренней гармонией понимается осознание собственного «я». У человека отсутствуют внутренние противоречия, он осознал свои достоинства и недостатки, принял себя таким, каким он есть.
  2. О внешней гармонии говорят тогда, когда у личности отсутствуют любые проблемы с окружающим миром. Индивид имеет хорошие отношения с родственниками, коллегами, друзьями и даже с малознакомыми личностями.

Гармонично развитый человек радует окружающих своим умением ладить, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, душевным здоровьем.

Воспитание гармоничной личности напрямую связано со становлением жизненных ценностей и мотивов. Чтоб человек обрел гармонию, у него должен наблюдаться баланс между такими личностными новообразованиями:

  • мотивы;
  • потребности;
  • самооценка;
  • ценностные ориентации;
  • образ «я».

Гармоничным и разносторонним развитием личности называется формирование способностей, различных интересов, соответствующих разным сферам жизни человека, преобладание наиболее значимых личностных сфер.

Характерные проявления гармонично развитого человека

Вы сможете назвать себя гармонично развитым при наличии следующих проявлений:

  • наличие спокойного настроения, преобладание позитивных эмоций;
  • главная жизненная опора – «я сам», не взваливаю свои проблемы на обстоятельства;
  • положительное отношение к собственной персоне, даже при выявлении определенных недостатков;
  • гибкость эмоционального состояния;
  • наличие ;
  • принятие того, что есть «зло» и «добро», что в мире присутствует «темная» и «светлая сторона»;
  • реальный взгляд на происходящее в окружающем мире;
  • хорошие отношения с членами семьи, с коллегами и друзьями;
  • наличие жизненных целей и их достижение;
  • общая удовлетворенность жизнью;
  • умение ограничивать себя в желаниях, выбирать приоритетные;
  • умеренное проявление ;
  • доброжелательное отношение к незнакомым людям;
  • умение правильно растрачивать энергию;
  • желание познавать все новое;
  • единство с природными ресурсами, ощущение красоты природы;
  • наличие творческой деятельности.

Проблема дисгармонии

Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:

  • замкнутость;
  • нарушения в эмоциональной сфере;
  • немотивированная ;
  • проблемы с поведением;
  • наличие сомнений и страхов.

Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.

У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо , который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.

  1. Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать. Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие .
  2. К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации. Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.

Как воспитать в себе гармоничную личность

Существуют определенные принципы, следование которым позволит со временем обрести гармонию.

  1. Важно всегда оставаться собой. Сегодня можно встретить людей, которые не хотят демонстрировать истинные чувства даже самим себе, они ограничивают себя надуманными нормами и правилами. В итоге получается так, что человек и сам не знает, что именно ему хочется. Ввиду этого он не достигает никакого успеха, ведь, не зная, чего ты хочешь, не можно добиться желаемого. Поэтому прекратите следовать навязанным стереотипам, поймите, что вы должны быть самим собой, не стесняйтесь своих желаний и добивайтесь того, чего вы действительно хотите.
  2. Не стоит бояться перемен. Безусловно, многие люди планируют свою жизнь наперед. Однако, никто не застрахован от возможных изменений, непредвиденных ситуаций. Гармонично развитый человек отличается от обычного тем, что он позволяет себе ошибаться, он не винит себя за то, что что-то пошло не так, как хотелось бы, он способен адаптироваться к изменениям, не принимает близко к сердцу возможные провалы.
  3. Не помнить плохого. Некоторые люди через годы несут какую-то негативную информацию, хранят в своей памяти то, что и сегодня доставляет неприятные эмоции. Правильным является желание отпустить прошлое, понять, что его уже не изменить, что оно не должно воздействовать на будущее.
  4. Видеть красоту окружающего мира. Важно научиться распознавать прекрасное вокруг себя. Многие из нас привыкли к однообразным будням, не замечая, что происходит вокруг. Мало кто обращает внимание на пение птиц, на росу на листочках деревьев, на первые почки или раскрывшиеся бутоны цветов. А иногда стоит не нестись с бешеной скоростью на работу или учебу, а на секунду остановиться и оглядеться вокруг, заметить красоту природы. Также нужно почаще выезжать в лес, ходить в парк, чтоб непосредственно контактировать с окружающим миром.
  5. Смех продлевает жизнь. Научно доказано, что люди, которые положительно относятся к жизни, значительно реже подвергаются . Положительные эмоции благоприятно воздействуют на общее состояние здоровья. У человека снижается уровень .

Индивиду, желаемому обрести гармонию, нужно научиться придерживаться следующих практик:

  • самоконтроль — важно научиться противостоять своим пристрастиям, их контролировать;
  • способность анализировать совершенные поступки, на основании их делать выводы — это позволяет понять истинное желание, делать свои поступки ответственными и осознанными;
  • способность проводить анализ своих мыслей.

Теперь вы знаете, что собой представляет формирование гармоничной личности. Как видите, человек должен стремиться к гармонии со своим внутренним, духовным миром и всем, что его окружает. Старайтесь изменить свою жизнь в лучшую сторону, стремитесь к гармонии.

Читайте также: