Воспитывать трудолюбие. Как справиться с ленью и усталостью? Приучаем к труду сызмальства

Дети не любят помогать и трудиться, вполне распространённая проблема современных родителей. Вместе того чтоб помогать, ваше чадо играет на компьютере или же смотрит телевизор, да с этим очень часто сталкиваются многие родители. Основная проблема в том, что дети просто не приучены к малейшему труду, и по истечению времени они, конечно же, не будут проявлять инициативу.

Как приучить чадо к труду

С самого детства необходимо приучать своё чадо к труду, так как это заложит у него привычку помогать родителям. Если вы будете жалеть своего ребёнка, и всячески ограждать ребёнка от болезни, ни к чему хорошему это не приведёт. Через пару лет вы не сможете доверить ребёнку работу, так как он не сможет с ней справиться ибо вы всё время пытались освободить его от работы, в надежде что когда то в будущем он исправно будет помогать своим родителям и вырастит трудолюбивой личностью.

Но всё можно исправить, чаще просите ребёнка о помощи, за оказанную помощь старайтесь поощрять вашего ребёнка и в следующий раз он сам предложит свою помощь. Принимайте помощь ребёнка, а также доверяйте ему исполнение домашних дел. Ребёнок может сам убрать в своей комнате, а также вынести мусор и помыть посуду, ведь это вовсе не сложно и он справится с этим на сто процентов. Приучайте своего ребёнка к труду, это поможет ему с детства осознавать важность труда, а также отлично развивает у ребёнка самостоятельность.

Доверенная вами работа, развивает у ребёнка такие качества: выносливость, а также настойчивость, это поможет ему добиваться поставленных целей и доводить всё начатое до конца. С терпением и пониманием относитесь к своему чаду, распределите обязанности между всеми членами семьи, он должен чётко понимать, что у него есть свои обязанности, которые он беспрекословно должен исполнять. Если вы будете повышать голос на ребёнка, охота что-либо делать у него отпадёт, и он вряд ли захочет помочь вам и проявить инициативу.

Трудолюбивым детям намного легче в жизни, ведь они не боятся работы и могут справиться с любой работой и довести начатое до конца. Для того чтоб вырастить трудолюбивого ребёнка необходимо прививать у него любовь к труду с ранних лет. Если ваш ребёнок хочет помочь вам и у него что-то пошло не так, поддержите его, это лишь укрепит его желание помочь. Очень часто дети копируют поведение родителей, если они тяжело работают, то ему тоже захочется присоединиться к вам и станет активно помогать.

Как воспитать ребёнка трудолюбивым видео

Правильный пример от родителей

Если ребёнок видит, что родители не любят трудиться и всё свободное время проводят около телевизора, у него не будет никакого желания помогать и через несколько лет он будет вместе с родителями смотреть телевизор. Вы можете попросить ребёнка помочь, но если у него возникли проблемы, обязательно успокойте своего ребёнка и постарайтесь помочь ему. Сначала покажите ребёнку, что нужно сделать и четко объясните, что именно он должен сделать, если он просит помощи, помогите ему и скажите, что в следующий раз у него всё получится. 1 )

Многие родители мечтают о трудолюбивом ребенке, помощнике во всех наших взрослых делах. Который и мусор вынесет, и за младшим братом в садик зайдет, и в своей комнате сам наведет порядок.
Но это, конечно, Идеал. Своего рода Педагогическая Утопия. А на самом деле современные детки в большинстве своем работать не желают, от трудовых усилий всячески увиливают. Скажет мама: «Толик, вынеси мусор!» А Толик: «А почему я, а не Надька?! Я вчера выносил!» И это обычная картина. Даже трудно себе представить такого Толика, который радостно воскликнул бы: «Да! Конечно! С удовольствием! Я счастлив! Спасибо за доверие! Сию секунду!» - и побежал с ведром. Это даже был бы какой-то просто-таки противоестественный Толик. Мама, наверное, забеспокоилась бы, услышав такой ответ: подумала, что ребенок, не дай Бог, заболел!
Хотя никто ведь специально не прививает детям отвращение к труду. Оно возникает само собой, незаметно для нас.
Можно ли этого избежать? И что нужно делать, чтобы ребенок все-таки полюбил труд?

Несколько лет тому назад мне довелось побывать в одном маленьком детском садике на окраине нашего города. Было это в те времена, когда зарплату подолгу задерживали, и в садике не было уборщицы. А грязь оставлять ведь нельзя. И вот, представьте себе, дети помогали воспитателям убирать! Более того, они это делали с удовольствием и даже обижались, если от их помощи отказывались!
Как удалось этого добиться? Очень просто. Вместо того, чтобы просить или заставлять, воспитатель говорила: «Нужно убрать в группе. Это очень важно, я не могу каждому поручить. Сегодня мне помогут Вика и Ариша. А вы уж потерпите, может быть, потом я и вас тоже возьму».
При такой постановке вопроса уборка воспринималась детьми как почетное поручение и даже привилегия: Вика и Ариша – фаворитки, они ближе к воспитательнице, они ей помогают.
Неудивительно, что на следующий день почти все дети хотели – и даже рвались! – помочь, но опять были отобраны два-три счастливчика, остальным оставалось «глотать слюнки» и дожидаться своего часа.
Сама уборка проходила весело и энергично: воспитательница шутила, смеялась с детьми, а под конец говорила им что-нибудь уважительное, вроде: «У тебя здорово получается!» - или: «Как мы быстро все сделали!» Что-то возвышающее их в собственных глазах.
В конце концов, дошло до того, что малыши чуть ли не дрались за право убирать в группе.
А ведь почти все взрослые в такой ситуации начинают упрашивать детей:
«Надо обязательно навести порядок! Нельзя оставлять грязь! Больше некому убирать, так что придется это сделать нам!» - и т.д., и т.п. И разумные малыши сразу догадываются: эге, да это что-то противное, что приходится делать, чего самой Мариванне делать не хочется. Вот оно что! Значит, работать ужасно неприятно!
Меня убеждают, что это надо сделать? Значит, я этого делать не хочу (а иначе зачем бы стали убеждать меня?)!
Тем более все ясно, если взрослый просто заставляет ребенка, пользуясь своей властью над ним. Никто же никого не принуждает есть конфеты или смотреть мультики. Заставляют – значит, это что-то плохое.
К сожалению, словечко «эксплуатация» имеет и вполне очевидный «педагогический» (вернее – антипедагогический) смысл. Взрослые часто эксплуатируют детский труд. Заставляют или просят сделать то, чего им самим делать не хочется: что-то скучное, рутинное. И дети обычно подчиняются, слушаются взрослых. Но мнение о том, что такое «работа», у них складывается вполне определенное.
Кстати же, слово «работа» в русском языке этимологически однокоренное со словом «раб»! А кому приятно быть рабом: быть чьей-то вещью, а не самостоятельным человеком?
Мы внушаем детям отвращение к труду, сами того не замечая. Внушаем, когда упрашиваем, уговариваем (а упрашивают и уговаривают, если человек не хочет этого делать, если это нечто неприятное) или заставляем что-то сделать: убрать, помыть посуду, самостоятельно одеться.
Кстати, дети в этом смысле очень похожи на животных. Да, да! Внушаемость в чистом виде свойственна именно животным. Скажем, если собаке насильно запихивать мясо в пасть, она будет всячески уклоняться от такого угощения, а может даже и укусить! В то же время, если хозяин притворяется, что не хочет давать псу мясо, чуть-чуть подразнит его, тот будет прыгать и скакать, выпрашивая тот самый кусок, от которого только что отказывался.
Вот таковы и маленькие дети. Работа вовсе не неприятна для них сама по себе. Более того, как раз малыши – в гораздо большей степени, чем мы, взрослые – способны с удовольствием делать что-то очень простое, нудное, примитивное, с нашей точки зрения вовсе не интересное.
Однажды мне довелось наблюдать, как мой сосед, пятилетний Сашка, три часа подряд торчал рядом с оборудовавшим балкон папой, подавая ему то молоток, то гвоздь, то доску. Хотя папа его об этом не просил и даже гнал от себя. Но Сашке ужасно нравилось, что они с папой вместе делают такое важное и трудное дело!

Что такое «работа» (психологи и педагоги говорят «продуктивная деятельность»)? Чем она отличается от игры?
Прежде всего, тем, что это НАДО сделать – а в игре имеет значение только ХОЧУ. Если это работа, то все дело в результате (продукте); если игра – в самом процессе, который сам по себе интересен, доставляет удовольствие.
Скажем, шофер «Скорой помощи» ведет машину. Он едет быстро. Почему? Чтобы поскорей доехать к больному. Чтобы тому помогли. Здесь важен результат – жизнь и здоровье больного. Но можно быстро ехать просто так, ради удовольствия от быстрой езды. Просто кататься на той же самой машине. И это будет не работа, а игра.
Вспомните, как Том Сойер красил забор. Действительно, одно и то же может быть и работой, и игрой.
Дети любят играть. Игра доставляет им непосредственную радость, удовольствие.
Однако те же самые дети ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ И РАБОТАТЬ тоже! Просто они сами еще не догадываются об этом.
То есть они МОГЛИ БЫ полюбить труд. Но ведь взрослые никогда не упрашивают и не заставляют их играть – а работать заставляют. Вот в этом все дело.
Очень приятно произвести какой-то продукт: какую-то хорошую вещь, которой могут пользоваться другие люди. Правда, сам процесс в этом случае может быть не так увлекателен, как в игре. Но мы представляем себе, каким будет результат, и потому работаем с удовольствием.
Именно материальный продукт трудовых усилий – лучший стимул для малыша.
На самом деле, приохотить кроху к труду сложнее всего именно на таких видах «продуктивной деятельности», как уборка в квартире, мойка посуды и походы с мусорным ведром. Потому что здесь нет никакого продукта. Нет материального результата, который как раз и является главным стимулом продуктивной деятельности. Ничего не получается в итоге.
То, что это дела важные и нужные, понятно нам, взрослым. Дети же убеждены, что ничего страшного не будет, если не помыть посуду, не вынести мусор. У них другая точка зрения, и они имеют на нее право.
Конечно, мы эту точку зрения не можем разделить. Но все-таки неплохо было бы поискать для малыша такое дело, которое доставляло бы ему радость СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, своим «продуктом».
Например, сейчас во многих Клубах для дошкольников и Детских Центрах малышей учат работе на гончарном круге. Да-да, том самом, изобретенном много тысяч лет назад. Доказано, что это детям очень полезно (в частности, для развития мелкой моторики), а главное – им это нравится.
Почему? Потому что есть результат. Сделает малютка горшочек для цветов или тарелочку, пусть корявенькую, кривобокую. И понесет домой. Это он сам сделал, своими руками! Это полезная вещь: бабушка посадит в горшок цветочек, он вырастет, зацветет!
Все дети - мечтатели. А работа, продуктивная деятельность основана на умении мечтать! Она невозможна без планирования, предвкушения результата. То есть - без мечты. Но только мечта малыша обязательно должна сбываться: если не всегда, то чаще всего. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы его первые трудовые опыты были неудачными. Это может разочаровать на всю жизнь.
К сожалению, одна из странностей современного общества состоит в том, что все виды деятельности, подходящие для приобщения детей к труду, ушли в прошлое, отмерли – и приходится их искусственно, специально для малышей, воссоздавать.
Раньше дети ремесленников и крестьян рано начинали помогать своим родителям. А как наши чада могут нам помочь? Если папа работает на атомной электростанции или на буровой вышке, а мама – терапевт в поликлинике??????
Да, это проблема, но в сравнительно больших городах она решаема: повторяю, за счет каких-то специальных детских учреждений. Кроме того, девочку можно уже с 4-5 лет учить шить, вязать, готовить. Мальчика – что-то мастерить из дерева.
Если же вы значительную часть года живете в деревне (на даче), то все еще проще: там найдется немало дел, которые по силам крохе.
Замечательные педагоги Борис и Лена Никитины, дети которых отличались редким трудолюбием, жили под Москвой в НЕБЛАГОУСТРОЕННОМ ДОМИКЕ, где надо было топить печку, носить воду из колодца и пр., и пр. И это им очень помогало!
Те же условия, в которых мы живем, неестественны и не способствуют воспитанию трудолюбия. Приходится что-то придумывать.

Есть некоторые ошибки, которые допускают многие взрослые. Например, оценивают труд ребенка по качеству «продукта», то есть говорят юному гончару: «Фу, какая у тебя кособокая тарелка получилась!»
Это правильно в отношении взрослого профессионала – но не малыша. Тут результат не главное, важно само отношение к труду. Если оно положительное, ребенок в любом случае заслуживает похвалы.
Вторая распространенная ошибка – считать, что всякий труд воспитывает. Это не так. А.С. Макаренко писал, что воспитывает только труд особым образом организованный.
Как организованный? Ребенок должен участвовать в планировании и в самом трудовом процессе – с начала до конца; видеть продукт, результат своего труда; желательно, чтобы труд был не индивидуальным, а коллективным, причем, с разделением обязанностей; наконец, наградой за успех в труде становится уважение окружающих, повышение статуса ребенка в его мини-социуме (семье).
А если он принимает участие только в каком-то одном трудовом усилии, не понимая его смысла, его роли во всем процессе, то это для малыша неинтересно. Если не востребованы его самостоятельность, инициатива; если работа ничему не учит; если она не вознаграждается уважением взрослых – то такой труд не воспитывает, а скорее портит ребенка.
Конкретно это значит вот что: вы решили посадить ягодные кусты на даче? Посоветуйтесь с малышом: что сажать, где сажать. Кроху нетрудно убедить, он согласится с вашим вариантом – но уже будет чувствовать это дело СВОИМ, кровным. Потом помечтайте с ним: как кусты вырастут, сколько на них будет ягод. Пусть он представит себе результат, то, ради чего будет работать. Потом пусть помогает вам сажать, окапывать, поливать, удобрять. Делайте все вместе. При этом учите его «понимать растения» и заботиться о них: дайте ему возможность приобрести пусть маленькую, но квалификацию.
А если ребенок не принимал участия в обсуждении, что, где и как сажать, не сажал, не ухаживал – и вдруг, когда взрослым лень, они хотят, чтобы он что-то там сделал: полил и т.п. – то это для малыша лишняя докука, что-то чуждое, навязанное ему. И такой труд – не воспитывает!
Третья неверная установка – думать, что маленькие дети обязательно должны делать только то, что им непосредственно интересно. Это не так. В жизни нельзя обойтись без всякого рода рутинных дел, и не стоит баловать детей, избавляя их от этого. Работа есть работа, здесь важен результат. А если малыш привык получать удовлетворение только от самого процесса, то выходит, он только играет, играет и играет – и совсем не работает. Даже если мы считаем то, что он делает, работой, для него это все равно игра.
Чтобы научиться трудиться, нужно уметь делать и скучное, и неинтересное – ради результата. Труд не должен превращаться в развлечение.
Конечно, задача должна быть посильной для крохи – но в меру сложной и поэтому - именно поэтому! - интересной. Все дети жаждут самоутверждения, страстно хотят доказать, прежде всего, самим себе: Я способен! Я могу! У меня получается! Вот на этом и можно сыграть.
В то же время весьма опасно, если малыш убедился: игра – это интересно, а труд – что-то нудное, однообразное, скучное. Поэтому трудовые усилия крохи не должны состоять только в транспортировке мусорного ведра и уборке игрушек в ящик. Ему нужен опыт интересного, увлекательного труда, желательно, требующего и какой-то минимальной квалификации, каких-то знаний и навыков. Именно такой труд – если он успешен и востребован – не унижает, а возвышает человека.
Хотя какой-то элемент игры в работе детей может быть. Если мальчик, придя домой с пустым мусорным ведром, торжественно рапортует маме: «Задание выполнено!» - это может как-то скрасить для него неинтересное само по себе дело.
Очень любят дети работать вместе со своими родителями. Особенно, если папа с мамой трудятся бодро, энергично, с удовольствием.
На ребенка сильно влияет отношение родителей к своей работе. Если они ее не любят, малыш это обязательно почувствует. Все заразительно: и хорошее, и плохое. Известная жизненная позиция: «как бы ни работать, лишь бы не работать» - увы, очень распространенная в нашей стране - передается и детям. Таким родителям сложно рассчитывать на то, что их чадо вырастет трудоголиком.
Раньше люди, трудившиеся на земле, устраивали праздники (например, праздник Первого Снопа), связанные с успехами, результатами своего труда. Малышу это тоже нужно. Когда он чего-то добился, с его точки зрения значительного, он хочет, чтобы это было всеми замечено, - хочет радости, праздника. Тогда и будни будут восприниматься по-другому.
Наконец, имеет значение состояние здоровья малыша, его образ жизни. Дети, живущие больше в виртуальном, чем в реальном мире: в мире мультиков, компьютерных игр и пр. – не любят трудиться. Они привыкли потреблять, идти по пути наименьшего сопротивления. Они уже не хотят делать никаких усилий.

Итак.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос трудолюбивым:
1. никогда не упрашивайте и не заставляйте его делать то, к чему хотите приучить (упрашивайте и заставляйте делать как раз то, от чего хотите отучить!);
2. подумайте, что будет для малыша стимулом, - какое удовлетворение он получит от своей работы: это может быть ваше уважение (у любого, даже самого маленького, человека есть чувство чести, собственного достоинства, он хочет заслужить уважение окружающих) или же сам продукт, результат его трудовых усилий, - во всяком случае, работы, не дающей никакого удовлетворения, малыш делать ни в коем случае не должен;
3. малыш должен понимать, зачем он трудится, и признавать, что это действительно важное дело: того, что так считаем мы, взрослые, недостаточно;
4. если ребенок старается, трудится с удовольствием, с желанием, хвалите его, независимо от результатов;
5. учите ребенка мечтать о результатах своего труда, планировать результат;
6. постарайтесь найти возможность хотя бы кое-что делать вместе с ребенком;
7. труд никогда не должен быть наказанием, а чем-то почетным, своего рода привилегией: тогда он будет возвышать ребенка в собственных глазах, а не унижать его;
8. если вы любите свою работу, рассказывайте о ней ребенку: неважно, поймет ли он вас – важно заразить его своими эмоциями, своим отношением к делу;
9. постарайтесь научить малыша делать что-то, что требует не только усилий, но и некоторой квалификации, знаний: хотя бы выращивать огурцы и помидоры на даче;
10. помните, что труд ребенка обязательно должен быть успешным.

Чтобы приучить мальчика к трудолюбию, ему необходимо давать маленькие поручения по дому. Когда он с ними справится, поощрите его. Когда мальчик будет иметь карманные деньги, его нужно будет учить целенаправленности.

К примеру: Ваш мальчик захотел купить себе мобильный телефон. Для этого он должен хранить карманные деньги, которые дают ему родители, плюс подаренные ему. Целенаправленности можно учить на собственном примере. Допустим, Вы задались целью похудеть и поэтому каждое утро стали бегать. Своим примером Вы можете показать своему сыну, как быть обязательным. Вам необходимо выполнять свои обещания, которые Вы ему давали. Сын будет смотреть на Вас и научится на Вашем примере выполнять и свои обещания.

Роль поощрения для мальчиков

Малыша необходимо хвалить за все его положительные результаты. У него появится стимул совершенствоваться. Это поможет ему стать в будущем настоящим мужчиной. Ребёнка нельзя наказывать, если он делает что-то по своему, а не так, как хотелось бы Вам. Вы должны обсудить его неблаговидный поступок так, чтобы ребёнок не почувствовал унижения собственного достоинства, но в то же время надо проанализировать ситуацию. Мы должны дать оценку его поступку, а не его личности. Если унизить личность ребёнка, то это может привести к его неуверенности и каким-то комплексам и зажатости. Ребёнку необходимо дать возможность реализовать способности, которые он имеет, и получить поддержку со стороны родителей. Когда Вы похвалите ребёнка, у него будет больше старания сделать что-то ещё лучше. Вы должны быть наблюдательными, чтобы замечать успехи сына. Каждое его маленькое достижение - это ступенька к уверенности в своих силах.

Учитывая мнение психологов, которые советуют приучать своих детей к уборке в доме, давайте малышу задание. Процесс уборки необходим и полезен, чтобы мальчик рос личностью. Все мамы желают, чтобы их малыш не рос лентяем или эгоистом. Повзрослев, такой мальчик будет всю домашнюю работу сваливать на другого члена семьи. Чтобы научить ребёнка самостоятельности и уверенности в себе, необходимо привить привычку помогать маме по дому и приучить его поддерживать порядок. Для родителей лучше будет, если начать борьбу с ленью ребёнка с самого детства, тогда будет легче как Вам, так и Вашему малышу.

Как приучить ребёнка к порядку в возрасте от двух лет

С самого раннего возраста, когда ребёнку всего два годика, его уже надо приучать к труду. Обычно в таком возрасте малыш сам стремится помогать родителям. Они всё повторяют за родителями. В трёхлетнем возрасте детки обращают внимание, когда видят беспорядок в доме, поэтому если вовремя их не научить убирать игрушки или посуду за собой, то из них могут вырасти неряхи.

В воспитании мальчика очень хорошо действует оказанное ему доверие, в основе которого стоит поощрение стремления малыша помогать Вам. Дайте задание малышу протереть пыль. Обратитесь к нему с просьбой, тогда он будет горд, что ему поручили задание, и он с большим желанием справится с ним. В этом чудесном возрасте дети всегда подражают своим родителям. Подарки малышу хорошо делать со смыслом. Например: подарите ребёнку игрушечный пылесос, и он пропылесосит свою комнату. К такому пылесосу прилагается даже мусор. Когда ребёнок займётся уборкой, всё будет выглядеть по-настоящему.

К порядку приучаем постепенно

Процесс воспитания ребёнка и приучения его к труду должен происходить по правилу постепенности. В чём оно заключается? Ребёнка по ступенькам и очень естественно родители приучают к труду - от самого простого до более усложнённого. Лучше будет, если Вы превратите уборку в доме в игру, тогда малышу намного интереснее будет заниматься этим.

Для того чтобы научить малыша убирать после себя, возьмите за правило складирование. Отведите малышу специальное место, чтобы ребёнок мог складывать игрушки и свои вещи.

В шестилетнем возрасте ребёнок уборку воспринимает уже не как игру. Он уже знает, что это труд. В этом возрасте обычно трудно заставить ребёнка убрать что-то после себя или потрудиться дома.

Как же тогда быть? Будем пользоваться правилом дружелюбия. Следуя ему, Вы должны без ругани постараться объяснить малышу, что он уже большой мальчик, чтобы помочь маме в уборке квартиры. Можно оставить за малышом право выбора, какую работу он хочет выполнить.

Кроме этого существует правило планирования. Составьте ребёнку распорядок дня, в котором обязательно должно быть место труду.

И не забывайте, пожалуйста, о животных в доме. Ребёнок может покормить или напоить животное, расчесать его. Животные быстро приучают быть ответственными.

Друзья, вы согласны, что трудолюбие, упорство в достижении цели, умение побороть собственную лень - основа успеха в любом начинании? О необходимости прилежно работать, о важности трудолюбия наш мудрый народ сочинил много пословиц и поговорок:

  • без труда не выловишь и рыбку из пруда;
  • дело мастера боится;
  • делано наспех - и сделано насмех;
  • есть терпенье, будет и уменье;
  • кто любит труд, того люди чтут.

Народное творчество - отличный помощник в воспитании человека, который не боится всякой работы. А что ещё надо знать родителям, которые хотят воспитать своего малыша трудолюбивым? Давайте разбираться вместе!

8 принципов воспитания трудолюбия в ребёнке

Принцип 1. Начинаем с малого

Воспитывать ребёнка можно и даже нужно уже в младенчестве.

Конечно, новорожденный кроха пока не готов взаимодействовать с вами, но уже в 3–4 месяца малыши многое понимают. Уже в столь нежном возрасте поощряйте его на доступную для него работу: потянуться за погремушкой, повернуть головку на звук маминого голоса, улыбнуться в ответ на папину улыбку. Создавайте условия, в которых малышу надо будет делать над собой определённые усилия, комментируйте эти действия, щедро демонстрируйте свои радость и гордость успешными попытками маленького трудяги.

Растёт ребёнок, а вместе с ним пусть растут и его задачи. Уже в 1,5–2 года карапуза можно привлекать к уборке игрушек, уходу за домашними питомцами, сервировке стола (на уровне «отнеси-поставь», но всё же!).

Принцип 2. Самообслуживание

Научить ребёнка самостоятельно чистить зубки, причёсываться, одеваться, складывать свои вещи и заправлять кроватку - прямая обязанность родителей. Это важно для воспитания самостоятельного и трудолюбивого человека. Развивая навыки самообслуживания и автоматизируя их до уровня привычки, вы помогаете ребёнку стать более ответственным и дисциплинированным.

Самообслуживание - первая ступень в воспитании трудолюбия. Начиная с личной гигиены, расширяйте эту сферу, включая туда уборку за собой, мытьё посуды, приготовление простых блюд.

Принцип 3. Задачи по силам

Чтобы труд был в радость, малышу надо замечать положительные результаты своих стараний. Отсроченные цели он пока не видит. Поэтому очень важно предлагать такие задачи, с которыми карапуз в состоянии справиться самостоятельно или при умеренной родительской помощи.

Если вы переоценили возможности ребёнка, взвалив на его хрупкие плечики пока тяжёлую ношу, покажите и научите, как справиться с задачей, но не решайте её целиком и полностью самостоятельно.

Принцип 4. Лови момент

В возрасте 2–3 лет большинство детей проявляет активное желание буквально во всём подражать взрослым. И этот момент желательно не упустить. Помимо того, что надо всячески поддерживать в детском сознании положительный образ трудолюбивого, честного, справедливого и доброго человека, ещё и позволяйте крохе проявлять инициативу.

Хочется ребёнку помыть посуду? Прекрасно! Подставьте табуретку, выдайте ему свежую губку и пару блюдец, которые надо помыть. Страхуйте, подсказывайте, помогайте. Но пусть ребёнок получит первый опыт мытья посуды в тот момент, когда это занятие кажется ему очень привлекательным. И ничего, что потом вам придётся подтереть воду со всех близлежащих поверхностей (кстати, к этой работе тоже можно привлечь маленького помощника), ничего, что придётся выдать комплект сухой одежды.

Поверьте, ваши усилия в настоящем принесут свои плоды в ближайшем будущем. Вы будете довольны результатом.

Принцип 5. Регулярность

Родители подростков часто с ностальгией вспоминают, с каким удовольствием их наследники помогали с домашними делами в раннем детстве. И куда всё подевалось, сетуют они на своих ленивых и безынициативных отпрысков.

Чтобы не разделить этот опыт, закрепляйте успех: с раннего детства вменяйте в обязанности ребёнка регулярную помощь по дому. По мере роста помощника, роста его возможностей и степени вашего доверия к его навыкам можно организовать выполнение части домашних дел в виде дежурств или поделить сферу ответственности: мама готовит, папа стирает и гладит, дети убирают. Главное, чтобы ребёнок чётко осознавал, что его участие носит не ситуативный характер. Он тоже живёт в этом доме, а значит, тоже вносит свой посильный вклад в решение бытовых вопросов.

Напоминайте, контролируйте выполнение ребёнком его части домашней работы, но не делайте её вместо него.

Принцип 6. Не торопите

Чем младше ребёнок, тем сложнее ему освоить новые навыки.

Конечно, взрослым намного быстрее одеть малыша на прогулку самостоятельно, чем ждать, пока он справится с непослушными носочками и капризными застёжками. Бесспорно, проще помыть после ужина несколько комплектов посуды самому, чем стоять над малышом, показывая, помогая и контролируя. Но вот экономия времени в данном случае сыграет с вами злую шутку.

Любая привычка требует времени, и пожалев это время на то, чтобы приучить ребёнка трудиться, вы привьёте ему привычку всегда перекладывать свои обязанности на других. Тут, как говорится, тише едешь - дальше будешь.

Принцип 7. Труд в радость

Покажите карапузу, что от работы можно получать истинное удовольствие. Радовать может сам процесс (если, к примеру, превратить уборку игрушек в увлекательную игру или соревнование), общение за общей работой, результаты приложенных усилий.

Очень хорошо, если одной из семейных традиций в вашем доме является совместная подготовка к праздникам. Можно на весь дом включить в записи детские песни, под весёлую музыку дружно навести порядок, а потом отправиться на кухню, где сообща сотворить кулинарные шедевры. И пусть малыш под вашим присмотром соорудит свой первый бутерброд, замесит тесто или перемешает салат.

Принцип 8. Терпение, терпение и ещё раз терпение

Не всякая работа будет получаться с первого раза. И даже в сотый раз вам придётся иногда опять напомнить, что тарелку надо помыть со всех сторон, а перед тем как ставить в сервант, её надо промокнуть полотенцем.

Не всегда ребёнок будет с радостью хвататься за веник по первой же вашей просьбе. А иногда он будет даже предпринимать попытки бойкотировать помощь по дому.

Вам придётся напоминать, показывать снова и снова, быть твёрдым в своих родительских просьбах и наставлениях. Но вам необходимо пройти через это. Не сдавайтесь, и вы добьётесь цели - воспитаете трудолюбивого человека, который многое умеет и не боится учиться чему-то новому.

Подведём итоги:

  1. С первых месяцев жизни поощряйте ребёнка на труд, но предлагайте задачи по возрасту. Не усердствуйте чрезмерно.
  2. Самообслуживание - первое проявление осознанного трудолюбия. Начинайте с того, чтобы ребёнок сам мыл ручки, умывался и чистил зубы. Постепенно дополняйте этот список новыми, более сложными задачами.
  3. Не отнимайте инициативу. Даже если ребёнок не справится сам как следует, пусть сделает то, что может. Помогите довести дело до приемлемого результата, но не запрещайте пробовать.
  4. Будьте терпеливы и не торопите ребёнка. Протереть пыль, помыть за собой чашку, подмести пол - всё это легко взрослому, но малышу ещё только предстоит научиться всему этому.
  5. Помогите ребёнку ощутить радость от работы. Хвалите за успехи, благодарите за помощь, приобщайте к совместным домашним делам. Но не забывайте уделять внимание воспитанию ответственного отношения к труду. Помощь ребёнка должна быть регулярной, его обязанности по дому должны расти вместе с ним.

Друзья, любовь к труду - качество, которое поможет вашему малышу во взрослой жизни. Научите его заботиться о себе и других, и он всегда будет самодостаточен. Научите его получать удовольствие от работы, и ему будет проще наслаждаться жизнью. Жалея карапуза, оберегая его от бытовых хлопот, вы оказываете ему медвежью услугу и рискуете вырастить ленивого, несамостоятельного человека, который пасует перед неудачами и не в состоянии организовать себе комфортный и уютный быт.

Пусть ваше родительство принесёт положительные плоды. Будьте счастливы!

Как развивать трудовые навыки у детей? Как привить любовь к труду у ребенка?

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и тех условий, в которых он находится.

Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам.

Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», — презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», — говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду.

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут: он хороший мальчик, —

так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду — те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них.

Конечно, самый выигрышный вариант все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности.

Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь в сущности домашний труд — это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное — показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду:

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое сначала не получается. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации.

К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.

На втором этапе постепенно переводить совместную тру-довую деятельность на личную деятельность ребенка. Воз-растает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Пору-чая ребенку тот или иной вид работы, необходимо прогова-ривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных дейст-вий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная, с преобладанием мужчин или женщин — все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой, дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.

И, конечно, огромную роль в приучении ребенка к домашнему труду играют последовательность и постоянство действий взрослого. Нельзя ни в коем случае воспитывать по настроению или вашему желанию. Все действия по отношению к ребенку должны быть логичны, объяснимы, а главное, ему понятны.

Читайте также: